Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)
Традиционная детская игра. Все участники отходят от ведущего к противоположной стене за черту. Ведущий .отворачивается от них и произносит: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три…» Участники торопятся подбежать к ведущему и дотронуться до его плеча (осалить), но замирают после команды ведущего: «…замри». Ведущий поворачивается к участникам лицом и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает за черту, на исходное место. Потом опять отворачивается, и все повторяется. Кто первым дотронется до его плеча, тот становится новым ведущим.
Разминка для всего класса. Сначала в роли ведущего лучше быть учителю. Произносить слова «раз, два, три…» перед поворотом к классу ему нужно в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счета, чтобы ученики согласовали со словами ведущего скорость своего движения — бежали, шли, делали шаг. Причем зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — двигаться медленно. Эта противоположность между произнесением и движением очень полезна.
Педагогу важно участвовать в игре не только в качестве ведущего, но и рядового, уходя, как и все, за черту и замирая после соответствующей команды.
Возможный вариант-усложнение. Если участников не очень много (например, десять), то ведущий ходит между застывшими и по очереди дотрагивается до плеча каждого. Участник оживает и оправдывает позу новым движением, выдуманным «занятием». Так, застывшая поза бегущего или идущего человека «превращается» в ожившее занятие: то катание коляски, то перенос тяжести, то глажение белья, то украшение елки, натирание полов и т. п. Те, кто смог оправдать свою позу, не повторяя оправданий предыдущих участников, остаются на игровом поле. Кто не смог — отправляются за черту.
Оправдание и придумывание «позы» может быть простым и более сложным, с оговариванием декрета превращения и без него. Чтобы разминка была увлекательной, на первом этапе достаточно просто научиться замирать. На втором этапе через несколько уроков можно пробовать «оправдания», то есть превращать застывшую позу в позу особой, новой ситуации. Наконец, когда класс станет виртуозом в выполнении задания, на третьем этапе можно попробовать такое усложнение — на игровом поле остаются те участники, которые не только смогли оправдать, но и рассказать ведущему, в чем изменились мышечные напряжения и связанное с ними движение при оправдании позы (чуть-чуть другие руки, локти, ноги, направление взгляда и т.д.).
Задание-команду «замри» можно давать в разные моменты урока и в самых разных упражнениях, но наиболее эффективно оно при перемещениях по комнате. Очень полезно подавать эту команду в упражнениях на скорость. Называется имя и фамилия ученика, который должен как можно скорее занять место какого-то другого ученика. Выполняя задание, первый выбирает самый короткий и рациональный путь, а все остальные ученики класса, которые в это время стоят в проходах, помогают ему, освобождая путь и пропуская вперед. Во время этого упражнения педагог дает в любой момент команду «замри». Все замирают — и многообразие, разнообразие поз открывает особенности внутренней жизни каждого.
Очень важно добиться умения всех школьников замирать молниеносно, сразу по команде. Смелость остановить себя — залог организованности и дисциплины. Динамика игры-упражнения «замри» может быть представлена так:
I. Овладение техникой «замри» в разных ситуациях: при движе
нии, письме, речи, общении.
II.Использование «замри» для переключения видов работы, для
наведения порядка, для того, чтобы во время остановки обговорить
с участниками ход дальнейшей работы.
III.Групповое обсуждение смысла и содержания дел, которыми
был занят каждый из застывших.
Задание «замри» интересно включать в выполнение упражнения «На память физических действий» (в разделе III,29), «Воробьи-Вороны», «День наступает — все оживает…» (в разделе III, 16), «Выход ряда», «Стулья» и др.
Упражнение «Замри» имеет еще одно направление, более широкое, чем эпизодическая разминка. Ученики превращаются в статую. Застывшая поза, незаметное дыхание, неподвижный взгляд почти без моргания — вот задача исполнителя. Статуи стоят от 1—2 минут до рекордного времени, которое иногда превышает девять минут. Детям помогает в работе музыка, которую включает педагог во время стопа. Другие ученики после 3—4 минут выходят к статуям и «стирают пыль», «протирают» самые напряженные и уставшие мышцы (что действительно помогает «статуям» дольше сохранять неподвижность). Терпение, мужество, обостренное внимание и помощь — для участников упражнения главные области игровой тренировки и освоения.