БИБЛИОТЕКА

СКРЫТАЯ ЛОГИКА СТРАСТЕЙ, ЧУВСТВ И ПОСТУПКОВ: Искусство понимания себя и других. Логика общения в жизни и на сцене. Психофизическая природа искусства действий (1, 2, 3 тома в одном издании)

СОДЕРЖАНИЕ

Ершов П.М.

СКРЫТАЯ ЛОГИКА СТРАСТЕЙ, ЧУВСТВ И ПОСТУПКОВ:
Искусство понимания себя и других.
Логика общения в жизни и на сцене.
Психофизическая природа искусства действий
М.: Мир искусства, 2010. — 408 с. — ISBN 978-5-904407-04-9.


ФРАГМЕНТ ТЕКСТА

Потребностно-информационная теория личности
в театральной системе П.М. Ершова (В. М. Букатов, А. П. Ершова) … 8

Часть I. ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ

Глава 1. Критика и толкование как суждения и интерпретации … 16

1. Объект, адресат и субъект в критике … 16
2. Технологическая критика и объект … 17
3. Приспособленческая критика и адресат … 19
4. Художественная критика и субъект … 21
5. Нужда субъекта в адресате … 25
6. Режиссура как интерпретация пьесы … 28

Глава 2. Предмет и границы в понимании переживаний и поведения … 31

1. Поиск мотивировок … 31
2. Построение мотивировок … 34
3. Истоки мотивов … 37
4. Три триады … 40

Глава 3. Причинность поведения, желаний и целей … 43

1. Бесспорное, предполагаемое и возможное в понимании поведения … 43
2. Жизнь — потребность … 44
3. Место в физическом пространстве … 47
4. Самоутверждение в окружающей среде … 50
5. Цели, средства, способы … 55
6. Эмоции и мышление в трансформации потребностей … 58
7. Обслуживание потребностей и их умножение … 61
8. Функция воли … 69
9. Удовлетворение потребностей … 73

Глава 4. Истоки многообразия желаний … 77

1. Сложность и противоречивость потребностей … 77
2. Взаимосвязь потребностей… 79
3. От биологических к социальным … 82
4. Многослойность социальных потребностей … 85
5. Вариации справедливости … 90
6. Нормы удовлетворения … 93
7. Смена и развитие норм … 96
8. Нужда в бескорыстном познании … 98
9. Охранные функции норм … 101
10. Фрейд, психоанализ, исповедь … 103
11. Нормы и культура … 107
12. Нормы и личность … 112
13. Главенствующая потребность … 114
14. «Потребности нужды» и «потребности роста» … 118
15. Проблема классификации потребностей … 120
16. Потребности промежуточные и вспомогательные … 126

Глава 5. Потребности биологические … 132

1. Разнообразие витальных проявлений … 132
2. Биологическое в социальном… 136
3. Диапазон биологических потребностей … 139
4. Семейный эгоизм … 142
5. Экономия сил … 145
6. Экономия сил в мышлении … 148

Глава 6. Потребности социальные … 153

1. Параметры социальных потребностей … 153
2. Устойчивость альтруизма … 156
3. Ранги общественного положения … 159
4. Власть, авторитет, право … 163
5. Дела и мотивы … 166
6. «Дело» для карьеры … 170
7. Профессия и дело … 174
8. Перерождение добрых начинаний … 177
9. Дружба и любовь … 182
10. Необходимость идеалов … 184
11. Квалификация … 186

Глава 7. Потребности идеальные … 189

1. Потребность в знаниях … 189
2. Последствия экстраполяций и дедукций … 191
3. Своеобразие бескорыстного познания … 194
4. «Количество» и «качество» знаний … 198
5. Наука и искусство … 202
6. Виды искусства и отрасли науки … 208
7. Сила идеальных потребностей … 212
8. Идеальное как средство… 215
9. Главенствование идеальных потребностей … 218
10. Накопление знаний, истина и красота … 223
11. Созерцаемое единство противоположностей … 228
12. «Дело» в искусстве … 234
13. Присутствие неискусства в искусстве … 239
14. Разные неискусства в искусстве … 244
15. Целостность в искусстве … 249
16. Пренебрежение к искусству в искусстве … 255
17. Недоразумение с «искусством для искусства»… 261
18. Цена бескорыстного познания … 265
19. Абсолютизация относительного … 271
20. Смех, стыд, благоговение … 276

Глава 8. Промежуточные и вспомогательные потребности … 279

1. Идеологические и этнические потребности … 279
1.1. Нормы, подкрепляющие одна другую… 279
1.2. Нужда в норме … 282
1.3. Диапазон идеологических норм … 286
1.4. Тенденции в смене норм … 289
1.5. Доброта и добро, истина и красота … 292

2. Любовь … 296
2.1. Многозначность понятия … 296
2.2. Потребности как любовь … 298
2.3. Любовь и нормы … 302
2.4. Любовь и дело … 304
2.5. «Все движется любовью» … 308

3. Компетентность как вооруженность … 311
3.1. Потребности и возможности … 311
3.2. Врожденное … 314
3.3. Унаследованное и приобретенное … 316
3.4. Специализация … 320
3.5. Универсальное «оружие» … 323
3.6. Вооруженность логикой … 326
3.7. Вооруженность и воля … 328
3.8. Игра и вооруженность … 330

Глава 9. Реанимация души … 341

1. Психология без психеи… 341
2. Природа души … 344
3. Свобода воли … 347
4. Преступление и вина … 349
5. Зло … 351
6. Болезни потребностей … 354
7. Здоровье потребностей… 356
8. Проблема человековедения … 361
9. Контуры перспектив … 365
10. «Жизнь человеческого духа» на сцене … 368

Глава 10. Проявление потребностей в поведении … 371

1. Качество действий … 371
2. Цели и средства … 374
3. Устойчивая доминанта … 378
4. Распределение внимания … 380
5. Удовлетворение потребностей и время… 382
6. Специфика обслуживания потребностей … 385
7. Семиотика мобилизованности … 388
8. Конкуренция желаний … 391
9. Ритм и эмоциональность … 393
10. Речь и ее связь с доминирующими потребностями … 400
10.1. Давление потребностей биологических … 401
10.2. Давление потребностей социальных … 405
10.3. Давление потребностей идеальных … 406

11. «Диаметр сознания» … 411
12. Воспитание потребностей … 415
13. Характер и четыре структуры мозга … 418
14. Структура потребностей и вооруженность … 423
15. Потребности и мода … 425
16. Об умении режиссера … 428

Часть II. ЛОГИКА ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ

Глава 1. Режиссура как практическая психология … 430

1. Искренность и выразительность поведения … 430
2. Общие закономерности общения и штампы … 433
3. Экономия сил и субординация целей в поведении … 435
4. Предмет и тема борьбы … 440

Глава 2. Инициативность … 445

1. Принадлежность инициативы … 445
2. Распределение инициативы … 449
3. Наступление … 453
3.1. Мобилизованность … 453
3.2. Пристройки … 457
3.3. Воздействия … 460
3.4. Развитие и темпо-ритм … 465
3.5. Наступление «за настоящее» (за поступок партнера) … 467
3.6. Наступление «за будущее» (за сдвиги в сознании партнера) … 470
3.7. Наступление «за прошедшее» … 473

4. Оборона … 477
5. Наступление — основа борьбы … 481
5.1. Инициатива и тема спектакля … 481
5.2. На репетиции … 485
5.3. Инициатива и сверхзадача роли … 488

Глава 3. Дела и личные взаимоотношения … 491

1. Представления о партнере и представления о себе … 491
2. Взаимоотношения как предмет борьбы … 497
3. Разновидности позиционных наступлений … 504
3.1. «Удалять» — «ставить на место» … 508
3.2. «Удалять» — «возвышать себя» … 511
3.3. Приближать — «возвышать партнера» («призывать к себе») … 514
3.4. Приближать — «унижать себя» («идти к партнеру») … 516
3.5. Выяснение отношений … 520

Глава 4. Соотношение интересов — дружественность и враждебность … 522

1. Общность и разность интересов … 522
2. Соотношение интересов и инициативность … 527
3. Соотношение интересов в деловой и позиционной борьбе … 532

Глава 5. Представление о силе и слабости … 537

1. Возможности и интересы … 537
2. Проявления представлений о соотношении сил … 546
3. Соотношение сил, инициативность, дело и позиция, дружественность и враждебность … 552

Глава 6. Обмен информацией — добывать и давать … 560

1. Информация — способ борьбы … 560
2. Инициативность в обмене информацией … 565
3. В позиционной и деловой борьбе … 568
4. Соотношение интересов и сил в обмене информацией … 570

Глава 7. О практическом «измерении» поведения по параметрам взаимодействия … 580

1. Невоспитанность и благовоспитанность (манеры) … 580
2. Мужественность и женственность … 590
3. О режиссуре как профессии … 596

Часть III. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИСКУССТВА ДЕЙСТВИЙ

Глава 1. Действие в искусстве актера … 607

Глава 2. Язык действий и «чтение поведения» … 618

Глава 3. Логика и техника бессловесных элементов действия … 640

Глава 4. Способы словесного воздействия … 657

Глава 5. Логика действий в «паузе», монологе, переживаниях и перевоплощении … 693

Библиография … 703