ОКазывается

ОКазывается

ОКазывается — рубрика для любопытных. Робрика про открытия.
Каждый день мы делаем множество открытий. Редко их замечаем, ещё реже фиксируем на бумаге. Здесь собраны некоторые открытия про, которые хочется воскликнуть — ОКАЗЫВАЕТСЯ!!!! … …


О смыслах и трактовках есть рубрика ГЕРМЕНЕВТИКА.

Быль и небыль об ирландской огранке «магического кристалла» А.С.Пушкина

В.М. Букатов (в разное время высказанные доказательства, мнения и догадки об отражении в «Евгении Онегине» литературного авангардизма XVIII века)    Статья создана в апреле-мае 2020 года для сборника литературоведческих работ Самарского государственного социально-педагогического университета   СОДЕРЖАНИЕ   Когда открывается занавес  «Тристрам Шенди» в современном читательском восприятии Шедевр-последыш готической литературы Цепочка странностей Сарафанное радио Ничтожное в чрезмерно крупном масштабе   Обстоятельность затекстовых комментариев Взрывоопасная ясность Пушечная прорубка литературоведческой просеки Как аукнется, так и откликнется Брокгаузъ  и  Ефронъ Ох, и тяжкая это работа Айсберги понимания Лирический фокус задушевного чтения Не допив до дна Ящик с тройным дном Осознание как порча Библиография Алексеев М.П. Ч.Р Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец.– М.: Наука, 1983.– С. 531-638.– (серия: Литературные памятники) Ахматова А.А. О Пушкине: статьи и заметки.– 3-е изд, испр. и дополн.– М.: Книга,1989.– 368 с.– (серия: Пушкинская библиотека, 1989-1999). Букатов В.М. Мя(!)тель как потаённый клад терпких для читателя пилюль от стремления к самообману: Доклад на Международной научной конференции «Психология, литература, кино в диалоге с театром» (Москва, 04.12.2019).– [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://effortlesson.com/myatel-pushkina/ Букатов В.М. Новое в иллюстрировании романа «Евгений Онегин»: годы 1930-е // Венок Пушкину (1837-1987): Альманах библиофила. Выпуск XXIII.– М.: Книга, 1987.– С. 265-274. Букатов В.М. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина: Очерки по практической герменевтике.– М.: МПСИ: Флинта, 1999.– 128 с. Козаровецкий В.А. Глава 5. Кто написал «Евгения Онегина» [Электронный ресурс]// Козаровецкий В.А. Тайна Пушкина: «Диплом рогоносца» и другие мистификации.– М., Алгоритм, 2012. Режим доступа: http://pushkin-lit.ru/pushkin/bio/kozaroveckij-tajna-pushkina/kto-napisal-evgeniya-onegina.htm Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя.– Л.: Просвещение, 1983.– 416 с. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец.– М.: Наука, 1983.– 704 с.– (серия: Литературные памятники) Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентлимена. / перевод и примечание А.А. Франковского.– М.: Л.: Гос. изд. худож. лит., 1949.– 687 с. Тархов А.Е. Судьба Евгения Онегина // Пушкин А.С. Евгений Онегин.– М.: Худ. лит., 1978.– С. 5-28.– (серия: Школьная библиотека – ШБ). Тархов А.Е. «Даль свободного романа» // Пушкин А.С. Евгений Онегин.– М.: Худ. лит., 1978.– С. 2001-301.– (серия: Школьная библиотека – ШБ). Шкловский В.Б. «Евгений Онегин» (Пушкин и Стерн) // Очерки по поэтике Пушкина.– Берлин: Эпоха, 1923. – С. 197-220. Шкловский В.Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983.– 384 с. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (в 86 т): Том XXXIА (62): Статика-Судоустройство.– СПб.,1901. – 503 с.  

нет комментариев
Пушкин Онегин

ОСОЗНАНИЕ КАК ПОРЧА

Стерн изменил свои планы и оформил эти материалы в два небольших томика нового самостоятельного романа — «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

нет комментариев
Пушкин и Ахматова

ЯЩИК С ТРОЙНЫМ ДНОМ

А.Ахматова: «Дело не в прозе, а в том, как глубоко Пушкин запрятал своё томление по счастью, своё своеобразное заклинание судьбы, и в этом кроется мысль: так люди не найдут, не будут обсуждать, что невыносимо

нет комментариев
Пушкин

НЕ ДОПИВ ДО ДНА

Одно же из различий этих романов в том, что если у Стерна главным повествователем на протяжении всех девяти томиков романа как был, так и остался Тристрам Шенди, то у Пушкина с годами концепция потихоньку стала «меняться».

нет комментариев
пушкин

ЛИРИЧЕСКИЙ ФОКУС ЗАДУШЕВНОГО ЧТЕНИЯ

В. Букатов (1999): «Личный опыт каждого из нас формируется нашими собственными интересами. Когда читающий «наполняет» текст представлениями, выуженными из собственного жизненного опыта, то, естественно, у него создается картина, удивительно отвечающая его интересам. И читатель начинает усматривать в тексте проблемы, волнующие лично его (эффект задушевного чтения)»

нет комментариев
онегин шенди

АЙСБЕРГИ ПОНИМАНИЯ

Из статьи: Быль и небыль об ирландской огранке «магического кристалла» А.С.Пушкина, созданной в апреле-мае 2020 года для сборника литературоведческих работ Самарского государственного социально-педагогического университета В.М.Букатов   (в разное время высказанные доказательства, мнения и догадки об отражении в «Евгении Онегине» литературного авангардизма XVIII века)   Когда англичане поголовно зачитывались периодически выходящими томиками «Тристрама Шенди», то их явно не особо волновал вопрос, насколько правильно они понимают замысел автора. Как и профессиональные тонкости в понимании ими использованных литературных приемов. Они хвалили и роман и его автора за то наслаждение, которое большинству читателей доставляло чтение очередного продолжения. При этом никто из современников Стерна не думал претендовать на роль прототипа. Хотя с каждым новым томиком романа безумная графомания повествователя вызывала у читателей все больший восторг, восхищение и сочувствие, тем не менее они никак не спешили отождествляться с чудаковатым Тристрамом.  Разве что, только один Стерн иногда и с лёгкой подчеркнутостью разыгрывал в своём повседневном окружении роль Шенди. Гравюра Браувера (Adriaen Brouwer, 1630 — 1664) Сцена из Тристрама Шенди; Капрал Трим читает проповедь С «Евгением Онегиным» дело обстояло иначе. Первыми главами зачитывались «и стар и млад». С особым восторгом роман в стихах встречен был молодым поколением. В салонах и клубах то и дело возникали бесконечные споры, связанные то с обсуждением отдельных деталей повествования, то с вычислениями прототипов. И в то время немало молодых людей были бы не прочь им оказаться на самом деле. Это сейчас среди читателей романа – а ныне их ряды составляют в основном школьники – ситуация совсем иная. Её характер определяется атмосферой школьных уроков литературы, на которых изучается «Евгений Онегин» как основное программное произведение. Подчеркнём, что современными детьми с наибольшей тоской читается именно первая глава романа. Потому как их восприятие вынуждено плестись за ценными наставлениями в учебнике. Конечно их жизненный опыт ещё слишком слабая опора для личностного реконструирования ситуаций [см.: 5, с.67], рисуемых поэтом в романе. Елена Самокиш-Судковская. Евгений Онегин. 1908 Подчеркнём, что статья Шкловского о Пушкине и Стерне в сборнике, напечатанным в Берлине, начиналась с образа переворачивающегося айсберга. И пояснения, что это происходит неслучайно. Плывёт гора, оторвавшаяся от какого-нибудь ледника. Доплывает до тёплого течения, которое «сосёт и лижет» её подводную часть. Пока надводная часть не становится тяжелее подводной и потому – перевертывается.  И тогда ледяная гора предстаёт нам в совершенно другом виде, не остроконечной как прежде, а плосковерхой, более крепкой и литой. В.Шкловский (1922): Таковы же судьбы литературных произведений. Временами происходят перевороты в их понимании, то, что было смешным, становится трагичным, то, что что было красивым, воспринимается, как банальное.  Художественное произведение как бы пишется заново [12, с.199].  Эпизод из «Тристрама Шенди»: доктор Слоп в горящем парике сердито жестикулирует Сюзанне, которая прижимает рану на носу

нет комментариев
онегин

ОХ, И ТЯЖКАЯ ЭТО РАБОТА

Пушкин, передаёт роль повествователя «главному герою» (то есть Онегину – ?! В.Б.), который является антагонистом поэта, скрывающему свои разногласия и выдающим себя за Пушкина

нет комментариев
энциклопедия

БРОКГАУЗЪ  И  ЕФРОНЪ

здѣсь разсказывается судьба С. послѣ смерти: труп его былъ вырытъ похитителями труповъ и проданъ в кембриджскiй университетъ для практическихъ занятiй по анатомiи); 

нет комментариев
пушкин

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

Существенное отличие между «голосом Автора» и «голосом Пушкина», в том, что «Пушкин везде обращается к «друзьям», а Автор адресуется к «читателю»»

нет комментариев
стерн

ВЗРЫВООПАСНАЯ ЯСНОСТЬ

Пушкин был ярым пропагандистом установки на «дословность» и «буквальность» понимания при чтении, особенно – стихов

нет комментариев