Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)
По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П.Хрестоматия игровых приемов обучения. (Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)
Из раздела ИГРОВАЯ РАЗМИНКА
Между занятьями, между уборками, Мы в детстве играли во множество игр. Игра подойдёт в любом месте, любой компанией, даже вдвоём весело. #effortlesson #игрыдетства #игрысдетьми #детскийсад #семейныеигры #роднаяпедагогика #педагогикавстихах
Педагогика в стихах
Стройками и по магазинам хождением,
Помните, детство пройдет неизбежно,
Разбавьте рутину игрой и общением.
Начни и потом никогда не забудешь.
Попробуйте вспомнить хотя бы такую:
Чем тише ты едешь — тем дальше ты будешь!
Правила простые, кто первый добегает до водящего, становится водящим и всё сначала.
Слова в игре простые:
— Тише едешь — дальше будешь. СТОП!
— Раз, Два, Три — ЗАМРИ!
— Cukr, kava, limonada, caj, rum — bum! [сахар, кофе, лимонад, чай, ром — БОМ!] (перевод с чешского)
Описание
Традиционная детская игра. Все участники отходят от ведущего к противоположной стене за черту. Ведущий отворачивается от них и произносит:
«Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три…»
Участники торопятся подбежать к ведущему и дотронуться до его плеча (осалить) (или взять предмет, который находится за ведущим), но замирают после команды ведущего: «…замри». Ведущий поворачивается к участникам лицом и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает за черту, на исходное место. Потом опять отворачивается, и всё повторяется. Кто первым дотронется до его плеча, тот становится новым ведущим.
Разминка для всего класса. Сначала в роли ведущего лучше быть учителю. Произносить слова «раз, два, три…» перед поворотом к классу ему нужно в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счёта, чтобы ученики согласовали со словами ведущего скорость своего движения — бежали, шли, крались, делали шаг. Причём зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — двигаться медленно. Эта противоположность между произнесением и движением очень полезна.
Педагогу важно участвовать в игре не только в качестве ведущего, но и рядового, уходя, как и все, за черту и замирая после соответствующей команды.
Возможный вариант-усложнение.
Если участников не очень много (например, десять), то ведущий ходит между застывшими и по очереди дотрагивается до плеча каждого. Участник оживает и оправдывает (изображает) позу новым движением, выдуманным «занятием». Так, застывшая поза бегущего или идущего человека «превращается» в ожившее занятие: то катание коляски, то перенос тяжести, то глажение белья, то украшение ёлки, натирание полов и т.п. Те, кто смог оправдать свою позу, не повторяя оправданий предыдущих участников, остаются на игровом поле. Кто не смог — отправляются за черту.
Оправдание и придумывание «позы» может быть простым и более сложным, с оговариванием декрета превращения и без него. Чтобы разминка была увлекательной, на первом этапе достаточно просто научиться замирать. На втором этапе через несколько уроков можно пробовать «оправдания», то есть превращать застывшую позу в позу особой, новой ситуации. Наконец, когда класс станет виртуозом в выполнении задания, на третьем этапе можно попробовать такое усложнение — на игровом поле остаются те участники, которые не только смогли оправдать, но и рассказать ведущему, в чем изменились мышечные напряжения и связанное с ними движение при оправдании позы (чуть-чуть другие руки, локти, ноги, направление взгляда и т.д.).
Ещё вариант задания
Задание-команду «замри» можно давать в разные моменты урока и в самых разных упражнениях, но наиболее эффективно оно при перемещениях по классу. Очень полезно подавать эту команду в упражнениях на скорость. Называется имя и фамилия ученика, который должен как можно скорее занять место какого-то другого ученика. Выполняя задание, первый выбирает самый короткий и рациональный путь, а все остальные ученики класса, которые в это время стоят в проходах, помогают ему, освобождая путь и пропуская вперёд. Во время этого упражнения педагог дает в любой момент команду «замри». Все замирают — и многообразие, разнообразие поз открывает особенности внутренней жизни каждого.
Очень важно добиться умения всех школьников замирать молниеносно, сразу по команде. Смелость остановить себя — залог организованности и дисциплины. Динамика игры-упражнения «замри» может быть представлена так:
I. Овладение техникой «замри» в разных ситуациях: при движении, письме, речи, общении.
II.Использование «замри» для переключения видов работы, для наведения порядка, для того, чтобы во время остановки обговорить с участниками ход дальнейшей работы.
III.Групповое обсуждение смысла и содержания дел, которыми был занят каждый из застывших.
Задание «замри» интересно включать в выполнение упражнения «На память физических действий», «Воробьи-Вороны», «День наступает — все оживает…», «Выход ряда», «Стулья» и др.
Упражнение «Замри» имеет еще одно направление, более широкое, чем эпизодическая разминка. Ученики превращаются в статую. Застывшая поза, незаметное дыхание, неподвижный взгляд почти без моргания — вот задача исполнителя. Статуи стоят от 1—2 минут до рекордного времени, которое иногда превышает девять минут. Детям помогает в работе музыка, которую включает педагог во время стопа. Другие ученики после 3—4 минут выходят к статуям и «стирают пыль», «протирают» самые напряженные и уставшие мышцы (что действительно помогает «статуям» дольше сохранять неподвижность). Терпение, мужество, обостренное внимание и помощь — для участников упражнения главные области игровой тренировки и освоения.
Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)
Разминка для всего класса. Сначала в роли ведущего лучше быть учителю. Произносить слова «раз, два, три…» перед поворотом к классу ему нужно в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счета, чтобы ученики согласовали со словами ведущего скорость своего движения — бежали, шли, делали шаг. Причем зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — двигаться медленно. Эта противоположность между произнесением и движением очень полезна.