Евгения Артемьева
Расшифровка аудиозаписи беседы Е.В.Артемьевой и В.М.Букатова
Впечатления и мысли после проведения первого инклюзивного лагеря в Давыдово
Содержание:
-
Бояре, она дурочка у нас
Доходим до слов: нам невеста нужна: «Бояре, а у нас дурочка». А поскольку на самом деле девочка, которая была выбрана невестой, она на самом деле из особых детей. Никакого другого слова не подберешь. Хорошая, добрая, но с отставанием в развитии…
-
Горшки — народная игра
Тут прямо сплошное развитие речи
-
Разрыв сцепки на занятии между родителем и особым ребёнком
-
Рисование двумя руками
-
А из неудач – костры
-
Заведующие детских садов сидели в шапках на детских стульчиках
-
Где она, граница нормальности?
-
Наряды и скандалы
- Как особых детей по волонтёрам распределяли
- Кумление — братание
- Ничего мужского
-
Методика отца Владимира
-
Форма подачи — отсутствие формы
-
Отправили подростка на исправление трудом
-
Лагерь вокруг Храма
-
Ведение занятий и применение методик в реальных условиях
-
«Сломанный телефон»
-
Как венки плели и песни горланили
-
Про считалочки
-
Бояре, она дурочка у нас
– Играли мы в «Бояре, а мы к вам пришли…».
Я эту игру предложила Яне, исходя из того, что она более распространенная, чем «Просо». Менее экзотическая на самом деле, так как её знают почти все. И там напевочка попроще, более популярная игра.
Потому что Яна говорит: «Давай им давать какие-нибудь игры, которых они нигде не видели».
Я говорю: «Давай наоборот, им давать игры, которые они всегда видели, чтобы не было, что мы им что-то экзотическое такое даем». Потому что, конечно, Валентине Михайловне хотелось что-нибудь этакое фольклорное. Ну а «Бояре…», какой это фольклор?
Она говорит: «Давайте “Просо”. Давайте “Просо”».
игра БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ
Игра шеренгами. По очереди ряды подходят и отходят к противоположному ряду.
Произносят слова:
Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
советуются и дружно сходятся у выбранной девочки
Бояре, нам вот эта мила.
Молодые, нам вот эта мила.
Бояре, она дурочка у нас.
Молодые, она дурочка у нас.
Бояре, а мы вылечим её!
Молодые, вылечим её!
Бояре, а чем будете лечить?
Молодые, а чем будете лечить?
Бояре, а мы плёточкой её.
Молодые, а мы плёточкой её.
Бояре она плёточки боится.
Молодые, она плёточки боится.
Бояре, а мы пряничком её.
Молодые, а мы пряничком её.
Бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, не валяйте дурака.
Отдавайте нам невесту навсегда.
Выбранный игрок разбегается и пытается прорваться сквозь сцепленные руки другой команды. Если руки удалось разорвать, то игрок забирает себе в команду двоих игроков. Если не удаётся, то остаётся в команде.
Игра начинается снова, только бояре теперь начинают другие.
Значит, «Бояре, а мы к вам пришли…», ходим туда-сюда.
Доходим до слов: нам невеста нужна: «Бояре, а у нас дурочка».
А поскольку на самом деле девочка, которая была выбрана невестой, она на самом деле из особых детей. Никакого другого слова не подберешь. Хорошая, добрая, но с отставанием в развитии…
Это была сторона, где Яна, их была очередь петь. Дошло дело до дурочки.
Я про себя начинаю думать: «Интересно, что же они споют?» Они спели: «Она у нас глупая». Я думаю: «О, какая политкорректность!» Дальше: «А мы её выучим». – «А чем вы будете ее учить?» – «А мы пряничком». – «А у неё зубки болят». – «А мы её плёточкой». – «А она плёточки боится»… Я смотрю, она переживает по поводу слов.
– А они спели «Глупая у нас», они посовещались?
– Нет. Там же, кто поёт, тот и подтягивает. Там же запев и подтягивание. Когда дело дошло до нашей команды, думаю: «Нет. Чегой-то они вообще…?» Мы спели: «А она у нас дурочка».
Потому что интересно, почему про здорового ребёнка можно сказать: «Она у нас дурочка», а про больного нельзя? Значит, ты изначально в голове держишь, что она дурочка. А если ты не держишь, что она дурочка, а человек с особенностями в развитии, то ты спокойно дурочкой обзовёшь, ещё и не так.
Александра Петровна мне рассказывала, что она на Пашу кричала: «Ты что больной, что ли? Что ты чай разлил?» – к чему приводила в ужас всех окружающих: «Какая жестокая мать! Больного раз ребенка так обзывать!» А, в принципе, если ты к нему относишься, как к нормальному человеку, почему так нельзя сказать?
– Ну так, спели вы «дурочка», и нормально прошло?
– Да. Все посмеялись, все оценили, никто не обиделся.
– А сама руководительница пережила?
– Она сказала в конце: «Надо было играть в «Просо». Оно более драматичное». Я думаю: а «Просо», оно такое там замороченное.
– Оно, в общем, уже как бы и не игра.
– Ну да, ближе к хороводу.
– А слова сочиняли сами? Вот все это: «плеточкой» и «открывайте ворота, отдавайте нам невесту навсегда»?
– Такого у нас не было.
– А чем вы тогда заканчивали?
– «А мы её плёточкой» – всё, и бежит.
– Ну у нас там: «бояре, открывайте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». И после этого она бежит, разрывает цепи. Мало того, в некоторых вариантах, когда выбрали невесту, она встает задом…
– Кстати, и у нас было задом. Мы не поставили так, надо было ставить задом.
– А задом вообще трудно очень.
Вернуться к содержанию
Опыт проведения летних лагерей для детей с особенностями развития на базе сельского прихода
…Так получилось, что Господь свёл нас с московским центром социально-педагогической адаптации «Рафаил» под руководством Валентины Николаевны Загрядской. Их детский коллектив стал первым гостем в наших летних лагерях. С тех пор каждое лето из Москвы, Подольска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Рыбинска приезжают к нам семьи с «особыми детьми», некоторых из которых давно следовало бы отнести к категории «особых взрослых». Медицинские диагнозы весьма разнообразны —ЗПР, ДЦП, РДА, синдром Дауна. Первым нашим помыслом стала попытка просто помочь приезжающим как-то провести лето на свежем воздухе. Со временем многие проблемы семей, воспитывающих особых детей, мы стали воспринимать гораздо глубже и ответственней. Осознав, что далеко не все получают остро необходимую им государственную помощь, мы задумались: кому же как не приходу Русской Православной Церкви надлежит взять на себя попечение о тех, с кем за короткое время общения сложились почти родственные отношения. Подчеркну, мы со своим небольшим опытом ни в коем случае не претендуем на роль специалистов и тем более экспертов в столь широкой и сложной области. Однако, идя навстречу просьбам мам наших детей, мы хотим просто поделиться личными впечатлениями о совместной социальной жизни в наших летних лагерях с особыми детьми и их родителями. Возможно, кому-то наши наблюдения окажутся полезными, и прежде всего приходам, которые никогда не сталкивались с такого рода детьми. Нам кажется то, что делаем мы, вполне по силам многим сельским приходам. Организуя наш первый лагерный заезд, мы были очень наивными, думали, что у всех инвалидов одни и те же потребности и проблемы. Как же мы заблуждались! Потом мы целый год вспоминали и осмысливали эпизоды общения с этими людьми. Все, кто жил с ними рядом, совершенно пересмотрели такие понятия как норма, инвалид, болезнь, диагноз, человек. Общаясь с ними, мы много узнали и о себе, о своих недостатках. Узнали и об отношении наших граждан к таким людям. Оказалось, что где-нибудь в метро на таких детей могут смотреть брезгливо и с неприязнью; сверстники могут оскорбить их и даже избить… Бедные мамы, которые возят своих детей в общественном транспорте в различные центры развития, совершенно стоически несут этот крест. Несколько занятий в неделю, час, а то и полтора в один конец — это и представить себе трудно. Опыт летнего общения помог нам многое открыть в себе, в том числе и собственные недостатки. И еще мы узнали, как трудно приходится особому — «больному» — человеку в обществе, именующем себя «здоровым». Родители рассказали нам, что многие смотрят на их детей, не скрывая брезгливости и неприязни. Ребенка-инвалида могут оскорбить, могут плюнуть, даже могут избить. Дорога в какой-нибудь Центр развития не только занимает час-полторав один конец, но превращается для матери ребенка-инвалида в трудное испытание, ей постоянно приходится оберегать свое чадо от мнимых и реальных угроз окружения. Это представить невозможно…. Мать ребенка-инвалидастоически несет и этот крест. Материнское поведение, сформированное условиями городской жизни, поначалу удивляло. Родитель коршуном бросался на защиту своего ребенка, стараясь не подпустить к нему чужака, будь то такая же мать или другой особый ребенок, пытался жестко контролировать ребенка, постоянно одергивал его, подчас просто хватал за руки. Мамам повсюду мерещилась опасность, самые частые требования: «Не ходи туда, не ходи сюда». Но в деревне вокруг лишь поля, цветы, лес, убежать никуда невозможно. Через 3–4 дня дети начинали успокаиваться, агрессивные проявления пропадали. Возможно, способствует тому постоянно меняющаяся красота природы, выгодно отличающаяся от монотонности города. Мамы также становятся менее напряженными, что для нас не менее важно, ибо дети столько не переживают, сколько переживают их близкие. Оказалось, что и для мам деревенская жизнь стала фактором реабилитации. Предложив мамам хоть на время разлучаться со своими чадами, мы постарались включать их в нашу хозяйственную систему. Родители вместе с детьми из приюта, помогавшими нам добровольцами — подростками и взрослыми, выполняли посильные работы по обеспечению жизнедеятельности лагеря. Подчеркну, то были не развивающие игровые методики, а включение в реальные полезные и нужные действия — укладка дровяных поленниц, уборка сена, уход за животными на ферме, помощь в трапезной, работа на огороде и на строительстве. При этом стараемся подобрать детям индивидуально посильную работу, чтобы в конце они могли ощутить результат своих стараний. Оказалось, что оторвавшись от мам, многие становились гораздо спокойнее, адекватнее, их поведение заметно нормализовалось. Да и мамы, накрепко привязанные в городе к больному ребенку, смогли переключиться на деятельность другого рода, и просто, по выражению одной из родительниц, «выдохнуть» и глотнуть свежего воздуха. Не надо забывать, что в лагере и молоко со своей фермы, и воздух здоровый, деревенский…