Показать все

Встать по пальцам

ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ

из раздела ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

игровая разминка (видео со звуком)

✅  Александр Духанин :

Повернусь ко всем спиной
Руки подниму, держу,
Произвольно на любой,
Я пять пальцев покажу.

Раз, два, три — замри! Считаю.
Потом быстро проверяю.
Дети все сидят тихонько,
Только пять стоят, молчат.
Покажу теперь семь пальцев.
Снова поверну к ним взгляд.

Кто-то вскочит, кто присядет
Нет согласия у всех.
Шум, возня, елозят стулом,
Суета, шипение, смех.
Но уже через мгновенье
Вижу семеро стоят.
Остальные в напряженье,
Но с улыбками сидят.

Дети смотрят друг на друга
И желают угадать,
Кто сидеть на стуле будет,
А кто вынужден стоять.

А теперь себе представьте,
Как же «тяжко» будет им,
Если снова отвернувшись
Палец покажу — ОДИН.
Как тут всем договориться,
Кому встать, кому садиться?
Тут мозгами шевели.
Раз, два, три, кричу, ЗАМРИ!

Играть весело и просто,
Налегке и позитиве.
Понимать всех с полуслова
Будут дети в коллективе.

Все садятся перед стоящим ведущим.

Потом ведущий отворачивается от всех и показывает над головой несколько пальцев (на обеих или на одной руке). При этом он произносит слова:

РАЗ, ДВА, ТРИ — ЗАМРИ!

И тут же поворачивается к игрокам.

Пока он говорил, кому-то из игроков нужно было встать (по числу пальцев), а кому-то остаться сидеть. Но после слова ЗАМРИ все игроки не должны двигаться. То есть застыть в том положении, каком их застало слово ЗАМРИ. Важный момент удержать игроку СТОП, чтоб после этого слова не продолжать вставать или садиться.

Ведущий спрашивает у игроков, кто выиграл?
Они пересчитывают стоящих и произносят ответ.

Выигрывает ведущий, если число стоящих детей не равно числу показанных пальцев.
И выигрывают игроки, если число стоящих точно равно количеству показанных ведущим пальцев.  

Выигрыш или проигрыш отмечается плюсами/минусами на доске или опусканием пластмассовых шариков в корзину (мешок, шапку).

Каждый кон следует проводить в большом темпе. И число конов желательно повторить многократно.

В этой игре никто не выбывает (проигрывают или выигрывают вся команда). Но счёт идёт по постоянному уговору (например, до ПЯТИ проигрышей). Тогда ведущего меняет кто-то другой.

Встать«по пальцам»

Описание приёма. В.М. Букатов, А.П. Ершова _«Хрестоматия игровых приемов обучения»(серия«Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки.

Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.

Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому [ученику], а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.

Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10».

Встать «по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии.

Это упражнение хорошо, то есть «на отлично», выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий.

Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: после 2-3 конов самых активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу. Из оставшихся неактивных тут же обнаруживаются вполне активные.

А еще можно поступить и так. Объединив нескольких наиболее активных учеников в особую группу, можно устроить соревнование на скорость реакции (точнее счета): 1 группа — число, которое показывает учитель, особая группа — число, которое всегда на «х» меньше (например на «3» или «4»).

Для социо-игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться, — все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все, предлагаемое педагогом, оказывается интересным. И если даже какое-то его задание покажется ребенку сначала не совсем понятным или не увлекательным, тем не менее он не будет спешить отказываться от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникнут и понимание, и азартность.

Когда подошло время переходить к другому занятию, следует сказать, что последние три кона и заканчиваем. И строго отсчитывать по каждому оставшемуся кону. В результате концовка будет энергичный и нытья (а давайте ещё!) не будет.

 


Вас может также заинтересовать:

✅ Сборники игровых приёмов: Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках (В.Букатов, А.Ершова)

✅ Библиотека практикующих педагогов

✅ Педагогическая мастерская


Больше материалов с примерами и описаниями социо-игрового приёма ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ можно посмотреть здесь >>>

Свободно можно поделиться или отправить друзьям

1 Комментарий

  1. Очень любим в семье эту игру. Когда нас собирается немного больше чем 5, мы с удовольствием играем. Водить, правда, всегда хочет Уля.:))))
    Для уроков это такое задание, которое всегда, как палочка выручалочка, может пригодиться и для смены деятельности и разминки.
    Или для начала некоего события или собрания, где встретились незнакомые люди. К примеру первый день занятий или некое мероприятие, вроде фестиваля или дня рождения.
    После подобных разминок, людям гораздо проще начать общение или действовать сообща.
    Число играющих в одной команде, на мой взгляд оптимальный от 5 до 20. Всё-таки пальцев у ведущего всего 10. Если людей больше, то можно сформировать несколько команд и устраивать соревнование между командами, а не между ведущим и командой. Ещё есть роль судей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: