Фаттахова Адиля Маратовна
Социально-игровая педагогика. Область применения.
Фаттахова Адиля Маратовна
Факультет фундаментальной
физико-химической инженерии
Химическое отделение, 3 курс
Диктант на дружбу, как пример социально-игровой педагогики
Движение, работа в группах, смена деятельности – всё это выглядит очень привлекательно. Сразу представляется живой радостный класс, погруженный в игру и общение. Но всегда ли можно применять такой способ преподавания? – вот вопрос, который я ставлю перед собой.
Во-первых, возрастная категория. На мой взгляд, гораздо проще применять такой метод в возрасте 5-9 классов. В начальной школе дети слишком непоседливы и урок может развалиться и выйти из-под контроля. Старшие же классы слишком заняты экзаменами и скорее всего воспримут игру, как пустую трату времени.
Скажу по своему опыту, мне всегда ужасно не нравилась работа в группах. В младших классах, мне казалось, что все слишком суетливо и я предпочитала, замыкаясь в себе, не слишком участвовать в игре. Ближе к старшим классам подобные задания и уроки вызывали у меня раздражение. И пол-беды, если разделили по принципу «кто с кем хочет», потому что тогда можно выбрать надежных людей, с которыми тебе приятно работать. Тут надо заметить, что я имею в виду, что все люди давно знакомы между собой и коллектив уже сформирован.
Если же разделение проводится случайным образом, то для меня это всегда был неблагоприятный вариант. Ведь я не могла положиться на товарищей, с которыми нужно было работать. Например, если надо сделать реферат или групповой доклад я всегда сразу чувствовала себя ответственной. И конечно, было бы гораздо проще сделать все самой, не зависеть не от кого, ни на кого не полагаться. Это вызывало у меня некоторое негодование. С точки зрения обучения, лично мне, как ученику, больше нравились уроки, которые проводились в более строгой форме.
Точка зрения будущего педагога
Теперь, с точки зрения будущего педагога. Что имеет преподаватель в школе? 45 минут урока, строгую программу, которую необходимо соблюдать, и экзамены, которые ученики должны сдать, а иначе учителя ждут жалобы «да чему вы вообще их учите, да вы на уроке ерундой занимаетесь…» и тому подобное. В таких условиях проводить игровое занятие крайне тяжело. В доказательство приведу, что, например, в лицее с физико-математической специализацией, социально-игровой метод преподавания используется в основном на таких предметах, как обществознание, история, география. Почему? Потому что учителя понимают, что для конкретно этих учеников, эти предметы не столь важны и скорее имеют характер общего развития.
Таким образом, идея социально-игровой педагогики, может быть, очень хороша. Но насколько она осуществима и как часто можно ее применять?
Для чего этот метод?
Я считаю, что такой метод подходит для внеурочных занятий, может быть, летних лагерей, дополнительных школ развития. Но неприменим для серьезных занятий математикой, русским, физикой или химией. Не позволит, увы, этот метод вместить необходимый объем информации в сорок пять минут урока.
Например, как преподаватель, я была бы готова проводить такой урок не чаще, чем раз в полгода. Для применения социально-игровой педагогики в рамках школы в постоянном режиме, необходимо либо ввести дополнительные часы по каждому предмету, либо отдельный предмет, который позволит ученикам в середине дня немного расслабиться. Однако, я думаю, что в ближайшее время этот вопрос решен не будет, в частности из-за проблем финансирования и отсутствия острой необходимости.
«Диктант на дружбу»
Как пример социально-игровой педагогики, рассмотрим «Диктант на дружбу». Для чего нужно такое задание? Вот основные пункты, которые я могу выделить:
1) развитие коммуникабельности и интереса к предмету;
2) социализация;
3) доступная подача материала и его усвоение через многократное, но ненавящевое, повторение.
Кроме неоспоримых достоинств такого мероприятия, у него есть и свои минусы. Отбросим такие недостатки метода в рамках школы, как нарушение учебного плана. Предположим, мы разделяем детей на группы по случайному принципу (с помощью той же самой игры в колечки). В сформировавшемся классе всегда есть те, кого класс недолюбливает, кто не вписывается в коллектив. Не обращать внимания на таких детей было бы, на мой взгляд, неправильным. Для них такая игра часто становится пыткой, потому что никто не хочет быть с ними в команде.
Даже если контингент детей хороший и они достойно воспитаны и готовы принять в команду человека, который им не нравится, то стоит ему совершить ошибку, на него будет срываться вся агрессия. Ведь игра имеет некоторый азарт – хочется сделать лучше других. И если агрессия вырвется на детей, которых и без того не принимают в классе, то дело может закончится, как минимум, слезами и еще большим замыканием их в себе.
Дети часто не могут сами разрешить возникшие конфликтные ситуации. Таким образом, «диктант на дружбу» перестанет быть столь радостным. То же самое с последующими инсценировками получившихся работ. Кто будет орлом? Самый активный, больше всех кричащий и командующий, никто в малой группе не позволит стеснительному ребенку играть орла: «Он ведь испортит всю постановку». Поэтому такой ребенок останется сидеть в уголке, затаив тайную обиду или приняв свое положение, как должное. Его потенциал останется нереализованным.
Это не значит, что дети несправедливы или жестоки. Просто так уже выстроились отношения и поменять их или перестроить задача практически невыполнимая. Такая работа не подходит для всех учеников. Но это хороший метод для психолога, если нужно выяснить какие сложились в классе отношения: кто лидер, кого часто обижают итд., найти психологические проблемы в этом «мини» обществе, чтобы затем устранять их, используя более индивидуальный подход.
«Диктант на дружбу» — прекрасный способ для работы с людьми, которые незнакомы друг с другом, — этого тоже отрицать нельзя. Например, при формировании класса или группы в университете, когда нет еще простроенных отношений. Тогда да, благодаря такой игре, люди могут друг с другом перезнакомится и это может стать средством для сплочения и, возможно, так можно предотвратить появление изгоев в классе (группе).
Что касается моего мнения, как участника, могу сказать, что отнеслась к такого типа заданиям спокойно, как отнеслась бы к любому заданию преподавателя на занятиях. Опыт был полезен тем, что теперь ясно, что нужно сделать, для того чтобы сплотить детей. Но для меня все еще открытым остается вопрос о том, как правильно дать детям необходимый объем знаний.