ДЕТИ в ЦЕРКВИ
В церковь люди приходят молиться. Отстоять службу. Поставить свечи – кому за здравие, кому за упокой.
Дети в церкви в городских храмах дошкольного и школьного возраста – что младшего, что среднего – редко бывают. Службы достаточно долгие. Детишки быстро утомляются. А на улицу их погулять (чтоб развеялись) не выпустишь (это тебе не советские времена, когда детвора «дневала и ночевала» в своих дворах безбоязненно для родителей). Если сейчас в городах родители отправляются в церковь, то их дети по квартирам сидеть остаются.
В сельской местности не так. Там если взрослые из дому уходят, то и маленьких детей в бревенчатом доме предпочитают одних не оставлять. Вот, если родители идут в церковь, то и берут с собой всех маленьких детишек.
Сёла сейчас почти сплошь малолюдные. И если храм, разрушенный большевиками, удалось заезжему-ли меценату или кое-как силами самого-ли прихода восстановить, то места в нём много. И даже по великим праздникам особой тесноты не возникает. А стало быть и детям есть где развернуться. И не мокнуть – не мёрзнуть возле храма, пока взрослые отстаивают службу.
Недавно мне пришлось побывать в селе Давыдово Ярославской области. Там красуется восстановленная (но ещё далеко не полностью) церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Ремонт-реставрация будет тянуться долго. При скромных ресурсах прихода конца-края – не видно. Но в восстановленной части освещён придел и регулярно в соответствии с расписанием идут службы. А параллельно в противоположном углу потихоньку расписываются оштукатуренные стены и восстановленные своды.
Ещё недавно церковь отапливалась «воздушной пушкой». Теперь наладили паровое отопление (!). Во время службы в храме тепло и просторно.
Детей на службе много. Некоторые из них – кто постарше – заняты участием в самой службе. Кто-то из других поёт на клиросе, то есть при деле.
Но много и «праздно шатающихся». Основная их масса делится на малые группки «по интересам».
Сначала моё пристальное внимание было вызвано неожиданной узнаваемостью ситуации. А именно, поведением детишек (старших дошкольников и первоклашек) у поминального стола.
Дело в том, что в храме на поминальном столе «у Голгофы» обустроено поле не только в виде металлических гнёзд подсвечников (хотя есть и они – пять гнёзд ютящихся вокруг лампадки), а в виде корытца, засыпанного толстым слоем просеянного песочка (так обустраивают поминальный стол в православных храмах и на Кипре, и в Турции, и в Болгарии).
Поминальная свечка втыкается в песок – удобно и противопожарная безопасность на высоте.
Так вот детишки приспособились в этом корытце устраивать импровизационную песочницу.
Потом я обратил внимание на мальчишек топчущихся у Сергия Чудотворца (эту икону недавно принесла в храм одна из прихожан; скорее всего это была икона из старого убранства храма, спасённая во время его разрушения).
Сначала я подумал, что они сочиняют свои «требы» (это под под иконой-то Николая Угодника!). Но приглядевшись понял, что это совсем не так. Чем они были заняты стало понятно, когда поодаль от лесов для богомаза, я обнаружил ещё одну стайку мальчишек.
Они, пристроившись на скамью под окном, были увлечены выведением каких-то каракулей. Как оказалось – рисованием«войнушки» (вечная тема мальчишечьих интересов).
Про шариковые ручки, которыми рисовали ребятишки, я понял, что они со столешницы той стойки, за которой посетители пишут свои «поминальные» и «заздравные» требы. Мелькнула мысль, в курсе ли взрослые? Приходится ли детям украдкой таскать ручки для того, чтобы скоротать время изображением военных баталий, или они этим занимаются вполне легально?
Отправляюсь к «свечной стойке». Вижу, что там всё по человечески предусмотрено. Предусмотрено в пользу детей.
На стойке помимо ящичка со свечками стоял глечик с ручками и карандашами. И взрослые и дети могли свободно брать, что нужно. На фотке – одни ручки, так как на момент съёмки карандаши были разобраны. Но после службы и карандаши и ручки благополучно возвращаются в исходное положение – в церковный глечик. Всё без проблем.
Особое внимание я обратил на три стопки бумажных полосок. Две стопки – для «записок» – лежали отдельно. Они были маркированы соответствующим образом. Одни «О УПОКОЕНИИ». Другие «О ЗДРАВИИ».
Чтобы дети именно их не брали и не пускали на свои забавы, на стойке была предусмотрена и особая стопочка бумажных полосок. Уже для детей. Чтоб они могли на этих полосках рисовать. Сколько их душе угодно.
Правда, размер этих листочков был поменьше, но детей и такой размер вполне устраивал. Главное, что перед очередной службой смотритель не забывает исправно подкладывать туда новую партию полосок, чтобы всем хватило и ещё даже осталось бы!
Рядом со свечной стойкой гуртовались девочки. Кто просто общался, кто рассматривал одну из детских книжек, взятых из книжного шкафа с открытыми полками.
А кто читал свежий номер приходской газеты. Она выходит раз в месяц. И полна заметок самих прихожан о прошедших за месяц событиях. Щедро иллюстрированных цветными фотками, на которых всё такое узнаваемое, родное. Рассматривать которые детям одно удовольствие.
На причащение в храме включают полную иллюминацию. Родители встают в очередь. Но первые в ней – дети.
А ребята постарше торопятся к колоколам. Многие из них уже заработали себе право носить звание церковного звонаря…
Покидая храм, вспоминал Московский Дворец пионеров, что на Воробьёвых горах. Хрущёв, объявив, что через двадцать лет мы будем жить при коммунизме, для подтверждения обещания лично приехал на открытие первой «ласточки коммунизма» – Дворца пионеров. Просторного, прозрачного, передовой архитектуры, с внутренней отделкой финскими материалами и бесплатными автоматами газированной воды (это был писк! подлинный глоток коммунизма!).
И тогда и даже в годы «застоя» Дворец был гордостью страны — свободным, открытым, для детей разного возраста и разных интересов — одинаково притягательным. Теперь же он переполнен, изолирован, перегорожен и под строжайшей охраной…
А тут в сельской церкви — кто б мог подумать! — кусочек социального рая для детей. И это здорово!
И замечательно, что подобное райское умиление случается и в нашей многострадальной земле
Вячеслав Букатов