ПЕДАГОГИКА

Барственные претензии

Александра Ершова, Вячеслав Букатов

Дружественные и деловые характеристики поведения учителя

Барственные претензии

 

Во время урока некоторых учителей поджидают коварные ловушки враждебности. Например: «Если я сказал (а), то почему он (она) не выполнил (а)? Да как он (она) смеет! Ну, я ему (ей) сейчас покажу! Сколько же можно терпеть?!» И дальше учитель «показывает» — ставит его (ее) перед всем классом, записывает в дневник, вызывает родителей, оставляет после уроков, в качестве наказания лишает какого-то поощрения (возможно, кстати, заслуженного) и т.д.

Или такая весьма распространенная и коварная ловушка: несмотря на особые предупреждения взрослого, ребенок совершил-таки нежелательный поступок. Уж как некоторые из нас, взрослых, бывают тогда разгневаны! Вот и учителя туда же. Например: «Столько сил на него потрачено. И на уроке ему особое внимание уделили. И после уроков по-хорошему объясняли. И даже незаслуженно (в качестве аванса) разок-другой похвалили. А он? Сбежал с дежурства! Ну что за свинство? Вот следующий раз встану в дверях и не выпущу его из класса!»

В подобной логике, возникающей при попадании взрослого в одну из педагогических ловушек, сквозит примитивизм или недомыслие в понимании прав и обязанностей детей и учителя. Недомыслие заключается в барственной претензии взрослого на послушание ребенка, барственном расчете на то, что, неукоснительно выполняя наши педагогические предписания, дети начнут сами собой воспитываться.

Вот педагогика и оказывается сведенной к примитивной раздаче предписаний порядка в обучении и поведении. При этом у многих педагогов невольно возникает злополучное разделение — «они» и «я». Автоматически с языка начинают срываться словосочетания «я им покажу!», «они должны!», а в голову лезть все соответствующие этой позиции и поощрения, и наказания — другими словами, средства воздействия. И здравый смысл им начинает изменять все больше и больше.

«Ослепнув», некоторые учителя уже и не задумываются, что если ученики и должны, то почему именно им и именно сейчас? Абсолютизация своих учительских прав становится для них априорной, и, окрыленные ею, они отважно вступают со слабым учеником в борьбу (отнюдь не честную, как в свободно выбранной игре), оттачивая свою взрослую настойчивость. (Видимо, не случайно дедовщина в армии сопровождается выражениями, заимствованными как-никак из педагогики: «проучить салаг», «научить уму-разуму».)

В посещающем некоторых учителей желании добиться от ученика выполнения именно их требований и именно сейчас не только педагогические права становятся весьма примитивными, но и профессиональные интересы оказываются подозрительно близкими. Как будто если ученик именно сейчас выполнит их столь упрямое требование, то наступит полный триумф педагогики, после которого учителя смогут заснуть спокойно.

источник: openlesson.ru