Игровые приёмы обучения

Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)

По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П.Хрестоматия игровых приемов обучения. (Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)

Из раздела ИГРОВАЯ РАЗМИНКА

Педагогика в стихах

Между занятьями, между уборками,
Стройками и по магазинам хождением,
Помните, детство пройдет неизбежно,
Разбавьте рутину игрой и общением.

Мы в детстве играли во множество игр.
Начни и потом никогда не забудешь.
Попробуйте вспомнить хотя бы такую:
Чем тише ты едешь — тем дальше ты будешь!

Игра подойдёт в любом месте, любой компанией, даже вдвоём весело.
Правила простые, кто первый добегает до водящего, становится водящим и всё сначала.
Слова в игре простые:
— Тише едешь — дальше будешь. СТОП!
— Раз, Два, Три — ЗАМРИ!
— Cukr, kava, limonada, caj, rum — bum! [сахар, кофе, лимонад, чай, ром — БОМ!] (перевод с чешского)

#effortlesson #игрыдетства #игрысдетьми #детскийсад #семейныеигры #роднаяпедагогика #педагогикавстихах

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Ученье без принуждения (@effortlesson.com_)


Описание

Традиционная детская игра. Все участники отходят от ведущего к противоположной стене за черту. Ведущий отворачивается от них и произносит:

«Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три…»

Участ­ники торопятся подбежать к ведущему и дотронуться до его плеча (осалить) (или взять предмет, который находится за ведущим), но замирают после команды ведущего: «…замри». Ведущий поворачивается к участникам лицом и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает за черту, на ис­ходное место. Потом опять отворачивается, и всё повторяется. Кто первым дотронется до его плеча, тот становится новым ведущим.

Разминка для всего класса. Сначала в роли ведущего лучше быть учителю. Произносить слова «раз, два, три…» перед поворотом к классу ему нужно в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счёта, чтобы ученики согласовали со словами ведущего скорость своего движения — бежали, шли, крались, делали шаг. Причём зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит бы­стро — двигаться медленно. Эта противоположность между произне­сением и движением очень полезна.

Педагогу важно участвовать в игре не только в качестве ведущего, но и рядового, уходя, как и все, за черту и замирая после соответст­вующей команды.

Возможный вариант-усложнение.

Если участников не очень много (например, десять), то ведущий ходит между застывшими и по очереди дотрагивается до плеча каждого. Участник оживает и оправ­дывает (изображает) позу новым движением, выдуманным «занятием». Так, за­стывшая поза бегущего или идущего человека «превращается» в ожившее занятие: то катание коляски, то перенос тяжести, то глаже­ние белья, то украшение ёлки, натирание полов и т.п. Те, кто смог оправдать свою позу, не повторяя оправданий предыдущих участни­ков, остаются на игровом поле. Кто не смог — отправляются за черту.

Оправдание и придумывание «позы» может быть простым и более слож­ным, с оговариванием декрета превращения и без него. Чтобы разминка была увлекательной, на первом этапе достаточно просто научиться замирать. На втором этапе через несколько уроков можно пробовать «оправдания», то есть превращать застывшую позу в позу особой, новой ситуации. Наконец, когда класс станет виртуозом в выполнении задания, на третьем этапе можно по­пробовать такое усложнение — на игровом поле остаются те участники, ко­торые не только смогли оправдать, но и рассказать ведущему, в чем измени­лись мышечные напряжения и связанное с ними движение при оправдании позы (чуть-чуть другие руки, локти, ноги, направление взгляда и т.д.).

Ещё вариант задания

Задание-команду «замри» можно давать в разные моменты урока и в самых разных упражнениях, но наиболее эффективно оно при перемещениях по классу. Очень полезно подавать эту команду в упражнениях на скорость. Называется имя и фамилия ученика, ко­торый должен как можно скорее занять место какого-то другого уче­ника. Выполняя задание, первый выбирает самый короткий и раци­ональный путь, а все остальные ученики класса, которые в это время стоят в проходах, помогают ему, освобождая путь и пропуская впе­рёд. Во время этого упражнения педагог дает в любой момент коман­ду «замри». Все замирают — и многообразие, разнообразие поз от­крывает особенности внутренней жизни каждого.

Очень важно добиться умения всех школьников замирать молниеносно, сразу по команде. Смелость остановить себя — залог орга­низованности и дисциплины. Динамика игры-упражнения «замри» может быть представлена так:

I. Овладение техникой «замри» в разных ситуациях: при движе­нии, письме, речи, общении.

II.Использование «замри» для переключения видов работы, для наведения порядка, для того, чтобы во время остановки обговорить с участниками ход дальнейшей работы.

III.Групповое обсуждение смысла и содержания дел, которыми был занят каждый из застывших.

Задание «замри» интересно включать в выполнение упражнения «На память физических действий», «Воробьи-Вороны», «День наступает — все оживает…», «Выход ряда», «Стулья» и др.

Упражнение «Замри» имеет еще одно направление, более широкое, чем эпизодическая разминка. Ученики превращаются в статую. Застывшая поза, незаметное дыхание, неподвижный взгляд почти без моргания — вот задача исполнителя. Статуи стоят от 1—2 минут до рекордного времени, которое иногда превышает девять минут. Детям помогает в работе музыка, которую включает педагог во время стопа. Другие ученики после 3—4 минут выходят к статуям и «стирают пыль», «протирают» самые напряженные и уставшие мышцы (что действительно помогает «статуям» дольше сохранять неподвиж­ность). Терпение, мужество, обостренное внимание и помощь — для участ­ников упражнения главные области игровой тренировки и освоения.


игровые разминки

Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)

Разминка для всего класса. Сначала в роли ведущего лучше быть учителю. Произносить слова «раз, два, три…» перед поворотом к классу ему нужно в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счета, чтобы уче­ники согласовали со словами ведущего скорость своего движения — бежали, шли, делали шаг. Причем зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит бы­стро — двигаться медленно. Эта противоположность между произне­сением и движением очень полезна.

нет комментариев