ВСЕ РУБРИКИ

О причинах размежевания

Александра Ершова, Вячеслав Букатов

Дружественные и деловые характеристики поведения учителя

О причинах размежевания

 

Привычные и, казалось бы, весьма безобидные поведенческие реакции взрослых в условиях урока могут провоцировать, например, размежевание детей в классе. Одного учительница вызывает с тяжелым от безнадежности вздохом: «Попробует ответить Вова Д.». Другого — с саркастическим покачиванием головы: «И что же ты сможешь нам сказать?» — своим поведением давая понять, что оба они — одного поля ягоды. Тогда как третьего учительница почти всегда вызывает зазывно-интригующим и звонким голосом: «Слушаем Сашу О.!»

Прикладывая к общению учителя с учениками режиссерскую мерку дружественности, начинаешь понимать, почему ежедневное восприятие подобных мелочей в поведении учителя приводит многих детей к стойкому ощущению отсутствия на уроке дружественности по отношению к ним самим. Неудивительно, что обучение становится для них обузой. Школа превращается в остров, на котором покинутые дети-робинзоны ищут себе Пятницу и воюют с другими робинзонами, видя в них ничтожных или кровожадных туземцев. Стихия враждебности начинает все чаще и чаще входить в их жизнь и определять ее.

Недружественность, непреднамеренно запускаемая учителями, бумерангом возвращается опять к ним. И, несмотря на свои благие педагогические намерения, им все чаще и чаще приходится натыкаться на глухую стену ученического безразличия. И тогда уже стихия враждебности начинает клокотать и в них, зацикливая на представлениях о якобы фатальном антагонизме детских устремлений всем своим педагогическим намерениям. На уроках то и дело мечутся молнии злости, бушует ярость, торжествует насилие.

источник: openlesson.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *