ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА

Драмогерменевтика

Драмогерменевтика — возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.

Основные составляющие ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ

I. О педагогике, как реально практикующем искусстве

…Совершенствование своего собственного поведения освобождает учителя от многих абстрактно-педагогических разговоров о дидактических и воспитательных целях, задачах и методах…

II. О трёх составляющих драмогерменевтики

…Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связно могут формироваться его представления о драмогерменевтике…

III. Театральная составляющая

…Во время репетиции актеры в поисках «зерна» роли совершают великое множество попутных действий. Зрители же на спектакле, как и ученики на уроке, живут гораздо пассивнее, так как ограничены в совершении попутных действий…

IV. Герменевтическая составляющая

…Когда количество странностей начинает превышать «критическую массу», для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному…

V. Педагогическая составляющая

…Нередко учитель искренне желает быть отзывчивым, но не замечает, что инициативу на уроке отдает не вовремя, «дистанцию» во взаимоотношениях не меняет, в демонстрации своих сил несдержан, а в поиске общих интересов (или в следовании им) неустойчив…


аббревиатуры

Рефлексия с помощью игрового приёма АББРЕВИАТУРЫ

Вот идеал обучения в XXI веке. Герменевтический идеал, когда ученики сгорают от любопытства. Дескать, мы это проходили, но так и не прошли (не прошли мимо!). Поэтому хочется до конца самим разобраться.

нет комментариев
методика Хейни

Девятый принцип методики Хейни

Привычная социальная идея учителя — это образ человека, который знает, умеет и учит. Таким образом, учитель математики знает математику, поэтому он может о ней говорить. Во многих случаях это так и делается. Ребёнок слышит интерпретацию учителя, записывает некоторые заметки в рабочую тетрадь, слушает объяснение учителя, а потом учится использовать. В нашем понимании преподавания математики, роль учителя и ребенка совершенно иная.

нет комментариев

Педагогическая составляющая драмогерменевтики

Нередко учитель искренне желает быть отзывчивым, но не замечает, что инициативу на уроке отдает не вовремя, «дистанцию» во взаимоотношениях не меняет, в демонстрации своих сил несдержан, а в поиске общих интересов (или в следовании им) неустойчив…

нет комментариев

Герменевтическая составляющая драмогерменевтики

Когда количество странностей начинает превышать «критическую массу», для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному…

нет комментариев

Театральная составляющая драмогерменевтики

Во время репетиции актеры в поисках «зерна» роли совершают великое множество попутных действий. Зрители же на спектакле, как и ученики на уроке, живут гораздо пассивнее, так как ограничены в совершении попутных действий…

нет комментариев

О педагогике, как реально практикующем искусстве

Совершенствование своего собственного поведения освобождает учителя от многих абстрактно-педагогических разговоров о дидактических и воспитательных целях, задачах и методах. Сущность такого освобождения мы и определяем составным термином драмогерменевтика.

нет комментариев

Блуждание по картинке

Блуждание по картинке один из социо-игровых приёмов Родной педагогики для углублённого изучения и понимания изображений. В помощь взрослым для обучения детей глубокому и осмысленному пониманию, развитию своего видения. Для изучения новых учебных материалов. Для знакомства и изучения искусства. Для интересных уроков.

нет комментариев

Наглядная система профессиональных подсказок

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСУ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике: О ТАБЛИЦЕ-БАБОЧКЕ СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ДРАМОГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ НА ШКОЛЬНЫХ УРОКАХ 1. Наглядная система профессиональных подсказок, адресованных интуиции учителя: 1.1. Плавные контуры летающей симпатяги 1.2. О вертикальной и горизонтальной маркировке Обращаем особое внимание — системой подсказок, а не очередной методичкой-инструкцией, наподобие тех, […]

нет комментариев
драмогерменевтика

Драмогерменевтическая таблица-БАБОЧКА

Наглядная система профессиональных подсказок, адресованных интуиции учителя. Основная задача таблицы-БАБОЧКИ — обеспечить учителей системой наглядных подсказок: какие именно из известных им методических социо-игровых приемов имеет смысл использовать, организовывать и проводить на своих ближайших уроках.

Не учить!

Первый из трёх социо-игровых постулата педагогического мастерства Известно, что большинство из привычных методик обучения ориентируют учителя на то, чтобы объяснять ученикам на уроках получше,  рассказывать попонятнее, учить побыстрее. А вот в социо-игровой педагогике к учителю требования несколько иные, более парадоксальные: на уроках не столько с блеском в глазах объяснять программный материал, сколько под разными предлогами… […]

Процедурная «ЦЕПОЧКА ПОНИМАНИЯ»

В.Букатов: Социо-игровая интерактивность опирается на так называемую процедурную цепочку взаимосвязанных герменевтических приёмов, которые приводят обучаемых к личностному пониманию того сложного, непривычного и/или пугающего учеников своей новизной текста, изучение которого было предусмотрено программой

нет комментариев
методика хейни

Третий принцип методики Хейни

Мы не разрываем математические явления и понятия друг от друга, но мы задействуем различные стратегии решения. Ребёнок сам выбирает, что ему лучше подходит для решения, что для него естественнее. На уроках вы не услышите такого заявления: «Мы проходили это две недели назад, мы этого уже не помним…»

нет комментариев
социо-игровая методика

133 зайца

Второй из трёх социо-игровых постулата педагогического мастерства В народе как говорят:«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Трудно не согласиться! Однако, если«ситуацию» рассмотреть детальнее  и вспомнить про социо-игровую вариативность, то дело может представиться несколько иначе. Если уж гнаться,- так не за двумя (или тем более — одним), а сразу за 133-мя зайцами! Тогда, глядишь, […]

Три социо-игровых постулата педагогического мастерства

Одной из сверхзадач социо-игровой методики создание условий при которых учителю хотелось бы слушать обучаемых детей. Что говорят и думают сами дети, что они сами считают интересным. При привычном «глухом» стиле работы учителя, кажется, что ученик ничего путного сказать не сможет. Справедливости ради следует отметить, что среди учителей есть и те, кто не столько стоит на страже своих профессиональных амбиций, сколько  стремится, как-то развиваться, расширяя свой педагогический диапазон в самых разнообразных направлениях. Возможно, включая и интерес к умению «слушать детей»… Именно для поддержки желания учителей саморазвиваться и совершенствоваться в свое время и были сформулированы три социо-игровых постулата педагогического мастерства.

математика в начальной школе

2 принцип методики Хейни (чешская методика обучения математике в начальных классах)

Дидактические блоки способствуют получению неформальных знаний. 2 Принцип методики обучения математики в начальных классах. Никакого страха перед математикой. Дети, выполняя задания сами не замечают, что они работают, для них это интересная игра.

нет комментариев
математитка в начальный классах

1 принцип метода Хейни (чешская методика обучения математике в начальных классах)

Чешская методика обучения математике детей в начальной школе. Основана на создание рабочей среды на образах и схемах детей. Методика Хейни

нет комментариев
пушкин меоель

Мя(!)тель Пушкина – как потаённый клад терпких для читателя пилюль от стремления к самообману

Столкновение современного и авторского правописания. Повесть «Мятель» как ларчик с «тройным дном». «Фигура умалчивания» и разоблачение «эффекта Кулешова».

нет комментариев
подкасты

Воспитание личности относительно потребностей взрослых и детей. Подкаст от 14.05.2019 / В.М.Букатов, С.В.Фрига.

Подкаст 2. Запись беседы от 14.05.2019 / В.М.Букатов, С.В.Фрига. Воспитание личности относительно потребностей взрослых и детей

нет комментариев
Пушкин

Как академики «безграмотность» Пушкина от нас скрывают

К 220-летию со дня рождения  А. С. Пушкина Букатов В.М. С.А. Фомичёв, четверть века пробывший ученым секретарём Пушкинской комиссии Академии Наук, в программной статье к трёхтомному изданию «Болдинских рукописей 1830 года» справедливо отмечает, что обращение к подлинникам Пушкина, «необходимо для того, чтобы не нарушить при публикации произведений его авторскую волю» [13, с.24]. Тем не менее […]

нет комментариев
игровые приемы

Медленное чтение

Букатов.В.М. Психология дидактических игр / Материалы данной работы опубликованы в 1-ом разделе книги: Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» (М., 1997; 2 изд., испр. и доп.– М., 2003) — источник сайт ОТКРЫТЫЙ УРОК XXXI. «Медленное чтение»: режиссерская партитура Известно, что учитель литературы может прочитать с листа литературный текст гораздо лучше (выразительнее, интереснее), чем его ученики (включая […]

нет комментариев
133 зайца

О 133 ЗАЙЦАХ в «Диктанте на дружбу»

Вячеслав БУКАТОВ О «133 зайцах» в «Диктанте на дружбу» Реплика-послесловие с разъяснением социо/игровой подноготной режиссуры нескучного урока  Конечно, «диктант на дружбу», о котором идёт речь в файлах данного блока, — всего лишь видимость диктанта. Это диктант понарошечный, хотя результаты подобной обучающей технологии вполне серьезны. После знакомства с описанием данного социо-игрового приёма, читатели соглашаются, что в получаемых результатах  (как и […]

нет комментариев
игровая педагогика

Диктант на дружбу (описание приёма)

Диктант на дружбу Из раздела Дидактические игры      

нет комментариев
групповая работа

Работа учеников МАЛЫМИ ГРУППАМИ (о третьем «золотом правиле» социо-игровой интерактивности)

Работа в группах. Объяеснение и примеры как и зачем необходимо ученикам работать в малых группах. Родная, Социо-игровая педагогика. Режиссура урока. Педагогическая мастерская В.М.Букатова, А.П.Ершовой, Е.Е.Шулешко. Готовые уроки.

нет комментариев
движение на уроках

Двигательная АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ (о первом «золотом правиле» социо-игровой интерактивности)

Двигательная АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ ( о первом «золотом правиле» социо—игровой интерактивности)    

нет комментариев

Клиповые симптомы в восприятии, понимании и мышлении современников

Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? В.М.Букатов Школа, навязывает ученикам «чтение книг» как защиту от «клиповой заразы», вместо того, чтобы готовить их к жизни в парадоксальных условиях информационной лавины. Для этого необходимо линейные монологи учительских объяснений на уроках трансформировать в фрагментарно-индивидуальный диалог […]

5 комментариев
описание картины

Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова

Картина  «Разборчивая невеста»  для материалов: «Практико-ориентированные экскурсы в  ТЕАТРАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ ДЕЙСТВИЙ Петра Михайловича ЕРШОВА» Бессловесные элементы действий [часть 1 из монографии:   ЗА КУЛИСАМИ СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ СЕКРЕТОВ ОБЩЕНИЯ] Комментарий В.М.Букатова к картине Федотова «Разборчивая невеста Картина была написана П.А. Федотовым в знак почтения памяти И.А.Крылова, скончавшегося три года назад. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы […]

нет комментариев
социо-игровые приёмы

Русский язык.«Диктант на дружбу»

Диктант на дружбу — социо-игровой приём на уроке русского языка в 4 классе Оболенская средняя общеобразовательная школа Серпуховского района Московской области Учитель Андреева Ирина Римировна Уважаемый Вячеслав Михайлович! Пишет Вам Андреева Ирина Римировна, учитель 4 б класса МОУ «Оболенская СОШ». На уроке русского языка я использовала приём «Диктант на дружбу». Хочу сказать, что это один […]

нет комментариев
Букатов

МУЗЕЙНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: о влиянии современного выставочного дизайна на восприятие посетителей

В.М.Букатов   Об интерактивности приёмов организации современных художественных выставок и их влиянии на восприятие зрителей  на примере проекта Такаси Мураками в Музее современного искусства «Гараж» Москва, 2017-2018         Всё пространство московского музея современного искусства «Гараж» с осени 2017 по весну 2018 года было отдано современному японскому искусству. Проводилась выставка «Такаси Мураками. Будет ласковый […]

нет комментариев

ART: «Зелёная экономика» (так именуется одно из произведений современного искусства)

Буратино закапывал свои золотые, чтобы они проросли… С банкнотами он бы так конечно не поступил. Что и отличает его от современного японского художника Юкен Теруя (р. 1973, живёт в США) — большого выдумщика, любителя  удивлять  и(или) радовать зрителей своей изящной кропотливостью. Но не только ею… Известно, что народ капусту рубит на засолку. А мафиози  «рубят» капусту […]

нет комментариев
Букатов Ершова Ершов

Режиссура делового общения (В.М.Букатов)

В.М.Букатов Театральная «теория действий» о логике поведения людей во время их взаимодействия друг с другом Учебное пособие Раздел первый П.М.Ершов о логике действий на сцене и в жизни   1.1. Режиссура как «искусство толкования» повседневного поведения окружающих   Основой пособия является изложение ключевых положений режиссёрской «теории действий», разработанной Петром Михайловичем Ершовым (1910-1994), на основе системы […]

нет комментариев
социо-игровая методиа

«ДИКТАНТА НА ДРУЖБУ» — английский язык в 5 классе

нет комментариев