ВСЕ РУБРИКИ,  Дидактические игры,  Драмогерменевтика,  Игровые приёмы обучения,  МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ,  Основная школа,  Режиссура урока,  Социо-игровая методика,  Театральная педагогика,  Эссе - отзывы

Рефлексия с помощью игрового приёма АББРЕВИАТУРЫ

От искусства «режиссуры урока» – к искусству организации и проведения образовательной рефлексии

Драмогерменевтическое содержание в упражнении «Аббревиатуры»

Беседа с доктором педаг. наук
Вячеславом Михайловичем Букатовым
Литературная запись Светланы Фриги

Подкаст. Слушать текст 31 мин.

Вижу вы, Светлана, разместили на сайте фото учебной доски с расшифровками. Вы сами-то поняли, что это за расшифровки? Что это фрагмент реального задания на курсах МГУ. Давайте я вам его объясню, и вы тогда может быть его где-нибудь и используете. Потому что это задание – по сути дела является примером драмогерменевтического образа образовательной рефлексии (той самой, о которой мечтают все мыследеятельные методологи).

«Быка за рога»

Приём «Аббревиатура [пред]ожиданий» является одним из первых заданий на занятиях курса «Режиссура урока». Более десятка лет этот курс проводится в МГУ на факультете Педагогического образования.

Обычно первая встреча начинается с того, что я сообщаю, что меня зовут Вячеслав Михайлович Букатов. Пришедшие как правило и сами об этом знают (они же изучали расписание, выясняли куда идти, к кому и во сколько; из расписания они и о наименовании – «Режиссура урока» – в курсе). На доске же я пишу всего лишь три буквы: ВМБ [обозначающих – Вячеслав Михайлович Букатов]. Поясняя, что такое сокращение называется аббревиатурой.

Некоторые улыбаются – почему не полностью, а аббревиатурой? Оставив немой вопрос без ответа, «беру быка за рога» и мобилизовано сообщаю «Все встали!». И дождавшись, когда все поднимутся с мест, добавляю:

– А теперь, и мне нужно познакомиться с вами. Для этого каждый подойдите к доске. И своей рукой напишите аббревиатурой: ФИО и следом – откуда он. Например, 3к ФМ [третий курс физ. мата]… Если у вас будут совпадать буквы в аббревиатурах – например, Фф (Физический факультет или филологический, или философский), –то пишите не одну букву, а несколько, что бы можно было различать.

Обучаемые как-то разбираются, пишут какие-то каракули на доске. Если среди обучаемых есть школьные учителями, то прошу их указывать свой предмет и классы, с которыми они работают. Например, первый – четвертый. И предметы, которые они преподают, физику или математику с геометрией.

В общем все пишут шифровки-аббревиатуры, и все довольны. Значит лёд тронулся, то есть отказников [от работы] нет. Подвигавшись, присутствующие возвращаются на свои места.

Жалкие мысли — записать, чтоб не забыть

И тогда здесь я обычно и ввожу одну из постоянных договорённостей. Когда вы «отдыхаете», то в это время можно вести список «Жалких мыслей». То есть ключевыми словами записывать свои комментарии и мысли-ассоциации, которые будет жалко, если они забудется.

А забывается всё и очень быстро. Поэтому студенты действительно начинали записывать какие-то комментарии. Но это раньше. А теперь уж лет пять как начались изменения, смысл которых я сам поначалу не мог понять. Многие уже перестали вести список «жалких мыслей» на бумаге, потому что пишу на диктофон (в телефоне или планшете). Шёпотом ключевые слова надиктовывают себе на диктофон (а писать не пишут – технический прогресс, веяние времени, фишка новых поколений; хотя конечно мне по-старому кажется, что лучше писать, даже если потом никогда к этим записям не придётся возвращаться, но за то время пока писал – всё запомнил, т.е. сама запись она много чего дает].

А после этого я продолжаю странные «лирические отступления»: Опять все встали, чтобы стоя подумать вот о чём. Вы же пришли сюда, зная куда идёте? А значит у вас имеются какие-то пред-ожидания. И у студентов и у преподавателей, пришедших сюда для повышения квалификации. Не важно работали вы в школе или нет. Потому что бывают и у тех, кто ещё не работал, но пришёл на мои занятия, всё равно есть какие-то пред-ожидания.

Или какие-то проблемы (реальные или воображаемые). И вы ждете их решений. Надеясь на тот курс, на который вы записались. Поэтому соберитесь, подумайте, сформулируйте для вас самое существенное и аббревиатурой напишите на створке учебной доски.

Кто готов, тот – только после этого! – «садится и отдыхает».

Тормозят, чтоб не краснеть

Обучаемые стоят. Думают, сомневаются. Потом кто-то первым подходит к доске и берёт мел. Пишет свою аббревиатуру.

Иногда аббревиатуры из сочетаний двух-трёх букв. Иногда – восеми-десяти, а то и букв пятнадцати.

Поясню, что я понимаю – некоторые из них думают, что потом им придется передо мной (или перед аудиторией) отчитываться. Краснеть не хочется, поэтому и «тормозят». Это я прекрасно понимаю. Как и то, что некоторые из пришедших уже перестают так думать, глядя на мое поведение. И на собственную двигательную активность. И на исписанную буквами учебную доску (вид которой успокаивает «боязливых» и «тормозов», и они уже более спокойно пишут шифровки своих проблем, надежд, ожиданий).

Вернувшиеся на места студенты потом объединяются в «рабочие тройки» [обычно игровым приёмом «Колечки»]. Каждая из которых оборудует рабочее место (две сдвинутые парты со стульями, подход к каждому «рабочему гнезду» должен быть свободен со всех сторон, то есть всё «не нужное» сдвигается в сторону – а всё потому, что нарушение внешнего привычного порядка, помогает обучаемым освободиться и от привычных комплексов обучения, зажимов в общении и восприятии часто мешающих свободным и[или] невольным проявлениям креативности).

Оборудовав «рабочие гнёзда», тройки договариваются о названии своей рабочей команды (следующая ступенька в деловом объединении случайной по составу «малой группы»), и сменный посыльный пишет его в другом углу доски.

Знакомство с игровой защитой

Теперь всем в своих тройках нужно перезнакомиться. И с расшифровкой аббревиатуры, содержащей ФИО и «откуда». И с аббревиатурами-шифровками, связанными с [пред]ожиданиями своих соседей (это если сам автор согласен на расшифровку; если же нет, то он может использовать защитно-игровую формулу, дескать, «военная тайна»).

Если нужно тройки подходят к доске и пальцем показывают нужную запись, сообщая как она расшифровывается. При этом возникают какие-то расспросы, комментарии, возникает обмен мнением. То есть происходит объёмное знакомство – и не только пришедших друг с другом, но и с тем, как по-разному можно выполнять учебное задание.

Для меня важно, чтобы каждый хлебнул, увидел, насытился наглядностью картины, какие у нас – собравшихся на занятии – разные мнения, взгляды, установки [это важно, так как без подобного прочного и просторного контекста релятивная (родная) педагогика теряет возможность осознавать-ся (осознавать себя), и вместо естественного своего развития и[или] расширения своего диапазона (позитивным ли заимствованием мнений, обогащением ли открывшейся новизны и деловым ли соревнованием и[или] сотрудничеством) впадает с оцепенение, безучастность и равнодушие]

И вот, за 7-10 минут до конца первой встречи (длительностью в две пары) очередной раз прошу всех встать. И найти глазами свою аббревиатуру. Вспомнить расшифровку, свои ожидания. И если их предожидания во время занятий осуществились, то подойдя к доске, свою аббревиатуру обвести прямоугольной рамочкой. Если осуществились, но не до конца, то обвести этаким кудрявым облачком. А если ожидания совсем не осуществились, то аббревиатуру только подчеркнуть.

Любопытство к мнению окружающих

В результате на учебной доске появились и подчёркивания, и угловые рамки, и кудрявые рамки-облачки. Читатели могут увидеть это на фотографии.

Например, в правом нижнем углу учебной доски верхние буквы в прямоугольнике, нижние в облачке, а центральные подчеркнуты. Даже не зная расшифровку мы видим разные варианты мнений. И эта наглядность значима и для чувственного ощущения каждым участником своего герменевтического любопытства к окружающим, и для непроизвольного понимания ограниченности своих родных (релятивных) педагогических представлений.

Скороговоркой сообщу и о другом варианте. В тройках каждый обучаемый должен у своих двух соседей узнать, каким способом ему свою аббревиатуру – [пред]ожидание – отметить? Прямоугольником, облачком или подчёркиванием? Иногда студент, может считать, что его ожидание выполнено,– например, хотел он узнать, как по-новому работать со школьниками на начале литературы, и узнал. А сосед говорит, что ничего подобного. Если и узнал, то самую малость.

Или наоборот, автор шифровки считает, что ничего не узнал. А ему два напарника из «рабочей тройки» говорят – да как же не узнал? вспомни как мы, например, к доске очередными посыльными с удовольствием бегали…

Мне важно, чтобы сталкивались мнения. Чтобы в «малых группах» возникали различные «рабочие разговоры». По идее их содержание было бы очень любопытно (да и полезно) послушать и мне самому. Но тогда искренности общающихся будет нанесён серьёзный урон (и субъектная релятивность говорящего спрячется – либо за демонстративное равнодушие, либо за агрессивный негативизм).

Так что преподавателю лучше не вмешиваться, не лезть в душу, что по драмогерменевтическим постулатам – недопустимо. Да к тому же коммуникация в тройках часто протекает на таком птичьем языке и всё как-то – с полу слова, – что понять почти невозможно. Или в таком быстром темпо-ритме, что наблюдателю со стороны не поспеть.

То есть ему втиснуться в их изложение друг другу мнений, рабочих соображений, нужной информации, не разрушив их, иногда просто нереально.

Против указующего перста

Подчеркну, что я сейчас рассказываю про то как важно преподавателю в своих «кирзовых сапогах» и указующим перстом не лезть им в душу, что бы они друг с другом могли спокойно, без посторонних ушей, поговорить. Со своим профессиональным интересом я уж как-ни-будь разберусь. Например, обращусь к своему жизненному опыту (компетентности). Которого хватит «своими глазами» увидеть, что у них идут какие-то вполне деловые разговоры. Не формальные, не имитация, рассчитанная для уха проверяющего преподавателя.

Случается, что некоторые «долгие» разговоры, при беглом взгляде издалека, производят впечатление, что они вообще о чем-то другом беседуют. Но стоит приглядеться повнимательнее – очевидно, что они зря время не теряют, что на самом деле по тому, как у них там всё происходит, по «атмосфере» в малой группе видно, говорят они о существенном, по существу и существенно. И друг друга они понимают. Как понимают они и про то, какое отношение их диалог имеет к изучению «режиссуры урока», педагогической психологии и методических тонкостей обучения современников. Особо отметим, что по сути дела в эти моменты у каждого общающегося происходит становление, шлифовка, коррекция собственной релятивной (родной) педагогики.

Чистая доска – не выгодна с герменевтической точки зрения

Но вернемся к ситуации обведения рамками собственных аббревиатур. Одно время у меня было заведено так. Если у кого-то [пред]ожидание реализовалось, то он стирает соответствующую аббревиатуру с доски. Но потом я понял, что чистая доска – не выгодна с герменевтической точки зрения. С одной стороны – хорошо, что невыполненные [пред]ожидания одним взглядом легко охватить.

Но всё же лучше, когда глаз блуждает по разнообразию букв и рамочек. Ведь некоторые расшифровки они уже узнали от самих авторов при выполнении ритуала знакомства в разных «рабочих командах» временного состава. Поэтому некоторым интересно (и полезно) поискать знакомые аббревиатуры, с авторами которых они за время долгого занятия (две пары), то так, то сяк сталкивались и даже расшифровку запомнили.

Да и мне самому интереснее (и полезнее) видеть не столько оставшиеся записи, сколько всё разнообразие вариантов. Несмотря на то, что расшифровку аббревиатур, которые оказались реализованными я толком так и не услышал (!) за время занятия.

Ну и конечно интерес к расшифровке неосуществлённых аббревиатур – где якобы конь не валялся – возрастает в разы, обретая игровую увлекательность (которая даёт мне возможность отпускать всех с занятия без «фронтальной», итоговой, заключительно-назидательной расшифровки этих аббревиатур – в надежде, что кому надо – друг у друга наверняка как-то узнают, а кому неинтересно – «хоть кол на голове теши» – тем никакие назидательные подведения итогов не помогут).

Новому нужно отлежаться

Фрагмент доски с аббревиатурами предожиданий на момент завершения двух пар «режиссуры урока» в МГУ.

Обратите внимание хотя бы на правый верхний угол. Верхняя четырёхбуквенная аббревиатура – УДВК – в прямоугольной рамочке. Ниже двухбуквенная – НЗ – подчеркнута. А сбоку четырёхбуквенная аббревиатура (почему-то в два «этажа») – ИУ НУ – в кудрявой рамке-облачке.

Доска, заполненная в начале встречи «[пред]ожиданиями», а в конце – отметками 1) осуществилось ли, 2) частично ли или 3) совсем нет – без объявления и фронтальных разговоров становится и результатом процесса рефлексии, и её интерактивным катализатором, и её перманентно-ситуационным источником (невольно длящимся для кого-то ближайший час, для кого-то ближайшие сутки, а для кого-то и ближайшие несколько дней). И одновременно (что особо существенно для меня) – одной из наглядных иллюстраций социо-игрового постулата о «133 зайцах».

Кто-то, глядя на неё, удивится, что больше трети аббревиатур оказались реализованными! То есть преподавателю, не сговариваясь с обучаемыми, удалось удовлетворить персональные запросы, витавших у них в головах даже в неких неясных, случайных или расплывчатых формулировках. При этом вопрос о приобретении обучаемыми какой-то новой информации – не рассматривается, потому что с герменевтической точки зрения такой вопрос некорректен (новое должно отлежаться, прижиться, увязаться с ранее известным, чтобы начать судить об адекватности его субъектного восприятия).

Другой же увидит, как винегрет явно случайных и субъективных мнений – ожиданий (истинных и ложных), пониманий (мнимых и подлинных), выводов (публично высказанных или утаённых от ушей окружающих) – оказывается содержательным образом объективности, возникшем в результате учебного занятия. [Что мне весьма напоминает о справедливом замечании философа А.Ф.Лосева, что многие учебники с их гладкой, прямолинейной и механической структурностью представляются «какой-то тюрьмой, если не прямо кладбищем» (Лос.,1990, с. 24), потому что о пространстве – о физическом и о научном – они навязывают вывод как об однородной непрерывности, «лишённой всякой малейшей кривизны». Вид учебной доски после любой из драмо/герменевтических образовательных процедур являет прямую противоположность подобной линейности, утомительной непрерывности и досадной однородности, леденящих живую душу, природное любопытство и естественную любознательность]

Невзрачность каракулей против линейно-речевой категоричности

Обратим внимание, что и фанаты мыследеятельной методологи (Щедровицкий), и выученные ими «психологи образования» и работающие по ФГОСам школьные учителя – все как один, проводя (организуя) образовательную рефлексию, – ставят знак равенства, между тем, что ученик произносит по ходу проведения рефлексии, и тем, что он может на самом деле думать. А это две большие разницы.

Руководствуясь одной из самых сокральных герменевтических истин – мысль изречённая есть ложь (в формулировке Ф.И.Тютчева), при конструировании и(или) проведении рефлексии я предпочтение явно отдаю визуально-символическим способам обмена информацией (доска, мел, посыльные от каждой команды). И стараюсь на второй план отодвигать речевые способы, с их фронтально-линейной категоричностью (излюбленной щедровитянами).

Именно поэтому доска и выносимая на неё информация – в виде временных, промежуточных и невзрачных значков (два пишем, восемь в уме) – занимают столь видное место в социо-игровой режиссуре драмо/герменевтических процедур. Мне важно, чтобы каждый ученик не просто «внимательно слушал преподавателя», а глядя на доску (точнее имея возможность неоднократно и в любые моменты поглядывать на неё), воочию видел вариативность мнений, результатов и пониманий, возникающих у соседей. От этого его собственная креативность начинает оживать (реанимироваться) и освобождаться (раскрепощаться). Причём вполне естественным образом. И тогда ученик звучащую (прозвучавшую) речь преподавателя уже не воспринимает как образовательную догму.

Примеры неожиданной креативности обучаемых

На следующем занятии, когда ещё не все пришли в аудиторию. Чтобы не давать скучать тем, кто уже пришёл было предложено расшифровать некоторые из чужих аббревиатур. Профессор выбрал подчеркнутые аббревиатуры и своей рукой написал их на чистом поле доски. Тогда желающие расшифровывали, а что могло скрываться за этой аббревиатурой? И потом, если есть авторы, то у автора спрашиваем, могут ли они для всех расшифровать? Если  не могут или не хотят, то пусть так и будет тайна, а если могут и им не жалко делиться тайной, то говорят всем, как это расшифровывается.

Автор расшифровывает, только после того как слушатели предложат свои варианты, это опять же даже для автора аббревиатуры очень полезно.

Аббревиатуры для начальных классов, это задание впервые было услышано от Александры Петровны Ершовой и Лидии Константиновны Фелякиной.

Письмо аббревиатурами, в первом классе, когда дети ещё и писать не умеют, и ещё к тому же придумывать расшифровку, например, ООН, а как мы можем расшифровать по сказочному? Как мы можем расшифровать по военному? А как на самом деле расшифровать ООН или СССР?

Картинка, где расшифровывают разные варианты, обычно сам учитель делает, и вот здесь я повторил эти аббревиатуры своей рукой, но всё другое нет, а то обычно учитель говорит, как?

— Какие будут варианты?

Кто-то говорит, а учительница сама своей рукой пишет вариант, никаких «своих рук» учеников.

Так в чём же собственно рефлексия?

— Я вроде бы всё рассказал, есть у вас какие-то вопросы?

— Немножко про рефлексию, рефлексия на уроках она же не только в том, чтобы написать для себя всё, начали-то мы этот разговор с того что вы расскажете про задание на рефлексию.

— Хорошо, что вы об этом спросили, а то для меня это все как-то так естественно. Беда методологов или там учителей, когда они проводят в конце урока рефлексию, то они ставят знак равно, между тем что ученик говорит и тем что он думает. А здесь важно, что ученик видит доску, смотрит на поле, где написаны предожидания и что этот сумбур, вдруг добавился ещё больший сумбур.

На ней мы видим образ «броуновского хаоса», сумбура. Который стимулирует воображение. И порождает у смотрящих невольную креативность.

Посмотрите на аббревиатуры «НВУ» и «ЛУПУ», расположенные в верхней левой и нижней правой части доски на. В первой комбинации буква «Н» обведена облачком, «В» взята в квадратик, а «У» подчеркнута. Представляете, какой всплеск креативности? Разве это к рефлексии не имеет отношения? Разве появление такого неожиданного решения не повлияет на поведение окружающих? И не случайно мы найдём повторение подобного способа анализа обучаемыми своих аббревиатур.

Кстати, в верхнем левом углу можно сыскать и другой пример креативности. Под «КППУ» идёт двойная черта. Это как её понимать? Если автора вызвать к доске, то он объяснит, а точнее отчитается о причине (или о замысле) своего отступления от инструкции. Только вот по драмогерменевтике «хорошего» от такой школярской мизансцены будет не много. Прежде всего потому, что отчитывающемуся скорее всего будет не ловко. А я создаю ситуацию что бы избежать этой публичной неловкости. Что бы в этом дискомфорте не начали тонуть все положительные крошки мыследеятельности, которые так любят вылавливать фанаты организационно-деятельного щедровитянства.

Социо-игровая же режиссура заботится, чтобы во время обучения избегать подобных ситуаций. Чтобы защищать «встающую с колен» ученическую и субъектность, и креативность, и инициативность от публичной неловкости. От необходимости «доказывать, что ты не верблюд». Что в нарушение инструкции неожиданным подчеркиванием – вместо одной линией двумя – конечно же круто. И невольно обращает на себя внимание, и будоражит воображение.

Тут понимаете рефлексия даже в том, как они обводили мелом, уверенно, неуверенно, и вот когда ученик видит, что ему не нужно сейчас ни перед кем оправдываться ни перед кем отчитываться, если он захочет он пойдёт одеваться в гардероб и походу он кому-нибудь расскажет, что-нибудь. Они же все очень быстро знакомятся и есть что рассказывать, есть, к чему вернуться, т.е. нужно уходить не опустошенным с занятия, а наоборот, хочется рассказать потому что так и не рассказали, что наконец то кто-то что-то понял и слава богу, что у него что-то внутри есть.

Это и есть рефлексия, это 133 зайца, у них и будет рефлексия по поводу своих зайцев, не по учебной теме, у кого-то по учебной теме, а у кого-то нет. Учебная тема всего лишь дрова, которые должны сгореть, чтобы выделить тепло, от которого души детей согреются.

Обратная связь на уровне «каменного века»

А как же обратная связь? Как нам узнать, что тот или иной ученик понял? Неужели нам всё это оставлять на усмотрение самого ученика?

Не надо сводить «обратную связь» к выяснению, что и как ученик на данном уроке понял. Во-первых, утро вечера мудрёнее, то есть ученику нужно с полученным знанием «переспать». Тогда можно будет о какой-то достоверности диагноза говорить. Во-вторых, маловероятно, чтобы в своих ответах ученик стремился прям своё «пищеварение» на изнанку вам вывернуть, чтобы вы могли уяснить, что он понял так, а что не так.

Я веду урок. Как преподаватель я же по его поведению могу предположить, понял он или нет. Я же видел, что все «рабочие группы» были при деле. А раз так, то если у кого-то случилось открытие (эврика!) то ли по изучаемой теме, то ли поводу социализации (своей собственной или своих друзей), – уверен, что оно сразу или через какое-то время приведёт его к реальным скорректированным знаниям. Если друзья знают, и с коммуникацией у ученика проблем нет (если есть, то как преподавателю мне надо ею на уроке и заниматься, иначе о КПД своей работы надо забыть) то он у них пару раз спросит, пару раз прислушается и несколько раз переспросит – вот знания эмпатическим образом и начнут перекачиваться. Ведь групповой эффект рабочего темпоритма – очень силён по своему универсально-эмпатическому воздействию. Когда ученики в рабочих «малых группках» друг друга с полу слова понимают и попутно (а то и вовсе невзначай) то и дело чему-то обучаются или что-то перенимают.

И совсем другое дело, когда все обучаемые «одиночки». Сидят как раки отшельники и обучаются каждый сам по себе и поврозь. Как в «каменном веке». И тогда почти каждый сосед-отшельник о себе знает, что вообще-то он по большому счёту ничего собой не представляет. Потому что каждый из них себя не видит, не знает и не понимает. Вот на уроке все так бирюками и сидят.
Когда учительница в конце урока спрашивает кого-то из учеников: «что вы поняли?» Ученик что-то говорит, но к тому, что он понял на самом деле, это никакого отношения не имеет. Это не корректно. «Что мы сегодня прошли? Что мы поняли? Это всё не корректные вопросы.

По школьному ФГОСу учительнице нужно знать усвоен каждым учеником материал или нет. И насколько прочно. Придётся ли её снова повторять эту тему. Допустим, с помощью рефлексии она получает ответ положительный. И что? Её сегодняшние объяснения усвоены каждым учеником до конца жизни? Это же полная ерунда, кто-то усвоил, кто-то не усвоил. К тому же они не последний день учатся и им ещё много всяких уроков нужно будет высидеть. И ещё много раз к материалам учебных тем им нужно будет возвращаться. А они будут что ли отмахиваться – дескать мы это уже проходили.

Герменевтический идеал, когда ученики сгорают от любопытства. Дескать, мы это проходили, но так и не прошли (не прошли мимо!). Поэтому хочется до конца самим разобраться. Вот идеал обучения в XXI веке.


ЭССЕ, написанные слушателями этого курса в МГУ (2020 г.) по РЕЖИССУРЕ УРОКА, которые на себе испытали все переживания этих и других приёмов педагогического мастерства доктора педагогических наук В.М.Букатова

песочная терапия

Расшифровка картины на курсе повышения квалификации «Песочная терапия (Sandplay)» (Песочница 2. Девочка 4 года. Первый сеанс.)

1. Что можно сказать о прошлом, настоящем и будущем клиента?
2. Нормально ли то, что ребенок поставил много фигурок в песочницу? Ответ поясните.

нет комментариев

Расшифровка картины на курсе повышения квалификации «Песочная терапия (Sandplay)» (Песочница 1. Юноша 19 лет)

Рассмотрите построенную песочницу и проведите ее анализ по вопросам

Песочница 1. Юноша 19 лет.
1. Опишите все объекты на картине и проведите их символический анализ.
2. Какую роль в данной картине играют раковины?
3. Что можно сказать об эмоциональном состоянии клиента?

нет комментариев
кружки

Как выбрать кружок для ребенка (из личного опыта)

Я очень люблю своих детей и очень дорожу и уважаю их свободу и их выбор. Никакие собственные представления о том, что для них лучше и чего бы мне хотелось от них не являются основанием, чтобы требовать это от детей. Никакие кружки и никакое обучение не стоят того, чтобы ребёнок не был счастлив, делал что-то насильно. Но показывать и давать выбор нужно много и всё подряд. Никогда не знаешь, где попадёшь в зону ближайшего развития своих детей и себя, поэтому пробовать и интересоваться надо много и всем. И показывать свой интерес и увлечение детям. Не лениться удивляться.

нет комментариев
ECERS-R

Системы оценки дошкольного образования Шкала ECERS-R (Экерс) — отзыв

Эксперты утверждают, что цель этой оценки является выявление проблем, чтобы их устранить. Ни в коем случае не для порицания или конкуренции. Вся информация о проведённых исследованиях не разглашается, а остаётся в пределах одного учреждения.

нет комментариев
онлай режиссура урока

Режиссура онлайн урока. Курс на ФПО МГУ 2020. Блиц-рефлексия. Смена мизансцен.

Впервые курс РЕЖИССУРА УРОКА в онлайн режиме. ФПО МГУ 2020. Эксперементальная педагогика. Как в онлайн уроках избавиться от «говорящей головы» и вернуть жизнь на уроки при дистанционном обучении. Ведут В.М.Букатов и С.В.Фрига

нет комментариев
видео уроков

Режиссура урока. Семинары и мастер-классы. (Видео-примеры)

Режиссура урока. Семинар в Екатеринбурге. Драматизация притчи Эзопа «О черепахе и орле»

нет комментариев

Эссе на тему «Диктант на дружбу»

Урок, посвященный диктанту на дружбу, произвел на меня неизгладимое впечатление. Когда я училась в школе, похожий урок у меня был всего пару раз (урок истории, на котором мы работали по группам), но такой свободы и динамичности не было. Теперь я понимаю, что это было только началом использования социо-игрового стиля в преподавании.

нет комментариев
герменевтика

Герменевтические процедуры для детей

Герменевтические процедуры. Последовательность игровых заданий и «простых физических действий» для обживания и поиску собственных смыслов, открытий и понимания.

нет комментариев
аббревиатуры

Рефлексия с помощью игрового приёма АББРЕВИАТУРЫ

Вот идеал обучения в XXI веке. Герменевтический идеал, когда ученики сгорают от любопытства. Дескать, мы это проходили, но так и не прошли (не прошли мимо!). Поэтому хочется до конца самим разобраться.

нет комментариев
эссе

Эссе вузовского преподавателя о своем  повышении квалификации на курсе «Режиссура урока»

Эссе вузовского преподавателя о своем повышении квалификации на курсе «Режиссура урока»

нет комментариев
физика 8 класс

Эссе «Осознание и применение курса по РЕЖИССУРЕ УРОКА» Губанов Глеб (студент МГУ)

Сначала добиться обстановки, в которой учащиеся успешны, активны и положительно взаимодействуют друг с другом и учителем. Затем постепенно, не теряя такой обстановки, направлять процесс на выполнение учебных целей.

нет комментариев
география

Эссе по курсу «Режиссура урока». Выполнила: Бохонастюк Е.

Эссе студента МГУ. «Социо-игровой подход это не просто развлекалки на уроке. Что эти методы требуют какого-то осознания и с наскоку их применить не получится, ведь при кажущейся легкости и простоте они требуют большой внимательности и подготовительной работы…»

нет комментариев
ht;bccehf ehjrf

Гладилин Антон Валерьевич, Курс Режиссура урока, МГУ

деловое, эффективное и позитивное сплочение коллективов, состоящих из молодых людей до этого не знакомых друг с другом

нет комментариев
правила

ИГРОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Разные варианты «игровых ограничений», которые поддерживают нужный темпо/ритм.
а) основные (главные)
б) вспомогательные (ситуативные)
они оговариваются не сразу (про них участники в суете забудут), а по ситуации
например: «в каждом новом колечке сосед справа-слева = новый» — об этом произносится не сразу, а только после первого колечка // тогда этот приём «игрового ограничения» начинает работать // всему своё время!!!! — у мелких приемов «ограничений — только так!

режиссура урока

Эссе Кадыровой Жанны: Что полезного для себя я почерпнула на занятиях «Режиссура урока»

Эссе Кадыровой Жанны «Что полезного для себя я почерпнула на занятиях «Режиссура урока». Курс Режиссура урока в МГУ. Руководитель В.М.Букатов

нет комментариев
дети под партой

Смена МИЗАНСЦЕН, РОЛЕЙ, ТЕМПО/РИТМА на уроке (о втором «золотом правиле» социо-игровой интерактивности)

Смена мизансцен. Релятивная педагогика. Социо-игровая технология. Золотые правила. Режиссура урока. Педагогическая мастерская В.М.Букатова, А.П.Ершовой. Воздействие на внимание, память, коммуникацию и многие другие важные стороны развития и обучения через смену мизансцен и темпа.

нет комментариев
Букатов

МУЗЕЙНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: о влиянии современного выставочного дизайна на восприятие посетителей

Всё пространство московского музея современного искусства «Гараж» с осени 2017 по весну 2018 года было отдано современному японскому искусству. Проводилась выставка «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь».

нет комментариев
педпрактикум

Лисицин Игорь Сергеевич

ЭССЕ по режиссуре урока. Лисицин Игорь Сергеевич ФПО-2 Учение без принуждения – отличный проект! На пространстве Instagram практически нет возможности получать контент, соотносящийся с моей профессиональной деятельностью. Хочется увидеть публикации со следующей информацией: высказывания известных деятелей педагогики и их взгляд на педагогические проблем, полезные советы – задания, ссылки на методические разработки, информацию о мастер-классах и. т. д. Все это можно найти на вашем сайте, либо в Instagram, но… [button title=»Подпишитесь на наш аккаунт в Instagram» link=»https://www.instagram.com/effortlesson.com_/» target=»_blank» align=»center» icon=»» icon_position=»» color=»» font_color=»» size=»2″ full_width=»» class=»» download=»» rel=»» onclick=»»] Для этого ресурса профиль выглядит, так сказать, среднее. Увидев визуальную составляющую я не «побегу» подписываться на ваш Instagram, а люди которые «скролят» ленту, скорее всего, не задержат свое внимание на публикациях. У себя на работе, в порядке эксперимента, показал ваш профиль преподавателям, они были слегка озадачены, их не удовлетворила подача материала, они ожидали большего, когда представляли то, что могут увидеть в Instagram. Сколько людей, столько и мнений На просторах данного сервиса, который создавался как бесплатное приложение по обмену своими фотографиями и видеозаписями, а используется по большей части, как реклама девочек и разнообразной  продукции, все же присутствует большое количество пользователей, в профилях которых есть фотографии вызывающие Wow-эффект. Такие фотографии хочется посмотреть не один раз, и ты начинаешь следить за публикациями авторов, и как следствие подписываешься. В вашем же профиле картинки не всегда подходят подписям под ними. «Сколько людей, столько и мнений», но по публикациям видно, что вы все еще ищите свой авторский стиль в публикациях. Желаю Вам УДАЧИ!  

нет комментариев
педпрактикум

Эссе-отзыв о проекте Effortlesson (Нугайбекова Элина)

Задание заключалось в том, чтобы каждый день комментировать пост в Instagram, выполняя предложенное в нем задание или просто выразить свое отношение к указанному в открытке-напоминалке тезису.

нет комментариев
педпрактикум

Осипова Татьяна

Эссе-отзыв об инстаграме efortlesson. Осипова Татьяна На протяжении последних нескольких недель я читала и комментировала инстаграм efortlesson и хочу рассказать о своих впечатлениях от этого интернет-проекта. О впечатлениях Должна сказать, что на некоторые посты мне было сложно и подчас невероятно трудно оставлять комментарии, поскольку у меня нет детей. Да и в моем окружении из несовершеннолетних только 10- и 11классники, которым я преподаю математику. Приходилось как-то выкручиваться, приставать к детям соседей или просто к детям на улице, задавать вопросы девочке, которая живет в общежитии на втором этаже, или просто соседу по блоку, потому что он младше меня. Сказать честно, изначально я бы никогда не стала комментировать эти посты, если бы этого не требовалось для получения зачета. Однако со временем это занятие меня увлекло, и я уже без печальных вздохов печатала свои мысли на ту или иную тему. Бывало, я читала комментарии, оставленные другими пользователями, про их детей и случаи из жизни, и было интересно. Изменило отношение к Инстаграм Вообще я хочу сказать спасибо этому заданию, поскольку именно оно, по моему мнению, изменило мое отношение к вебсервису инстаграм. Я веду свой профиль достаточно давно, около пяти лет, и подписана на многих своих знакомых и друзей. Я люблю смотреть фотографии, но обычно все ограничивается тем, что я просто их смотрю и лайкаю, не задумываясь о подписи и темах, которые поднимают пользователи. Теперь же я стала замечать за собой, что часто размышляю о том, что пишут в подписи к фотографии, да и сама стала чаще делиться своими мыслями, которые обычно пишу в стол. Если рассуждать о полезности и востребованности этого Инстаграм-проекта, то думаю, что он будет полезен родителям и продвигать его нужно как раз среди мам и пап. Студентам же, как мне кажется, может быть достаточно интересно поразмышлять на темы воспитания детей и преподавания, однако очень многие советы пока что никак не могут быть реализованы на практике среди учащихся вроде меня. Теперь о негативных впечатлениях. Я слегка отклоняюсь от темы, поскольку отрицательные эмоции у меня связаны не столько с данным инстаграмом, сколько с его посетителями. Не буду скрывать, некоторыми постоянными комментаторами я искренне восхищалась и вдохновлялась их жизненной позицией. Тем не менее, некоторые мнения просто ставили меня в тупик. В целом я считаю этот проект очень интересным и новым и желаю ему продвижения и дальнейшего развития.    

нет комментариев
педпрактикум

Эссе-отзыв прослушавших курс по «Режиссуре урока» В.М.Букатова на ФПО МГУ (Ирина Подчуфарова)

В Инстраграмм есть такая страничка effortlesson.com, вниманию участников предлагаются различные открытки с вопросами или заданиями, которые обновляются каждый день, но при желании можно найти ранее предлагаемую открытку и оставить комментарий. Эти задания очень интересны как взрослым так и детям.

нет комментариев

Пузырев Иван Дмитриевич

Социо-игровые методы преподавания истории в средней школе Эссе написал студент 2 года обучения ФПО МГУ 1 курс магистратуры Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Пузырев Иван Дмитриевич https://www.instagram.com/puzivan1994/   Одной из насущных проблем, с которой сталкивается учитель в школе, является незаинтересованность учеников в предмете, отсутствие мотивации к учению. Бывает, ученики откровенно признаются, что им «скучно». Мотивация, как правило, связана с необходимостью подготовки к ЕГЭ/ОГЭ, которые заставляют учащихся взяться за предмет. Однако, встает вопрос, как же заинтересовать учеников в обычном учебном процессе? Работа с олимпиадниками Мой опыт преподавания в школе совсем небольшой, я приступил к педагогической деятельности только в этом году и мне достались 7-9 классы. Я веду обычные уроки истории и кружок олимпиадной подготовки по тому же предмету. Именно с олимпиадниками я решил попробовать применить социо-игровые формы обучения.  Во-первых, ребята разбились на команды, где объединяющим ребят признаком стали не открытки, а миниатюры из Лицевого летописного свода – одной из наиболее красочных рукописей русского Средневековья. Учащимся нужно было найти 3 общих и 3 различных элемента в миниатюрах, которые бы их объединили. Примеры: Во-вторых, мы попробовали написать «диктант на дружбу» по фрагменту одного из исторических источников XVI в. – письма Ивана Грозного Андрею Курбскому. Текст был выбран с учетом олимпиадной специфики заданий по истории. Я немного усложнил «диктант», где группе из 3-4 детей нужно было не просто передать исходный текст, но и разбить его на смысловые единицы для того, чтобы другие группы учащихся проверили, получилась ли у них похожая разбивка. В итоге мы отработали одно из важнейших заданий олимпиады с текстом – ученики показали, как они умеют формулировать проблематику исторического источника. Всё это в совокупности дало неплохие результаты, ребятам понравилось, а главное, в ходе игры удалось поработать и с текстовыми, и с иллюстративными источниками. Данные задания традиционно вызывают наибольшие сложности у учащихся на олимпиадах, поэтому социо-игровые методы помогают учителю более интересно донести учебный материал. О планах В будущем я рассчитываю провести такие же уроки не только у олимпиадников, но и в обычном классе. Мне кажется, что можно было бы продумать ещё интересное задание с исторической картой, где каждый ребенок получал бы определенный её фрагмент и искал себе команду по общим топонимам, которые на ней есть – найти те же реки, города, страны… Дальше можно было бы предложить ученикам соединить кусочки карты как «пазлы» – это было бы нестандартным заданием на проверку знаний по географии нашей страны, которые так требуются в последнее время и в ЕГЭ, и в ОГЭ, и в олимпиадах по истории… Таким образом, можно сделать вывод, что социо-игровые способы обучения способны помочь учителю в работе с учениками, они дают неограниченный простор для творчества и освоения учебного материала.  

нет комментариев
педпрактикум

Эссе Родиной Дарьи — Ученье без принуждения

Хочу поделиться своими мыслями об участии в проекте #ученьебезпринуждения . На протяжении нескольких недель недель я старалась комментировать открытки, которые выкладывались в инстаграмме. На данный момент у меня нет детей, и я лишь делилась своими мыслями и своим вожатским и преподавательским опытом.  [button title=»Подпишитесь на наш аккаунт в Instagram» link=»https://www.instagram.com/effortlesson.com_/» target=»_blank» align=»center» icon=»» icon_position=»» color=»» font_color=»» size=»2″ full_width=»» class=»» download=»» rel=»» onclick=»»] Интересны мысли людей Честно говоря, сначала я довольно скептически отнеслась к этой затее, но затем втянулась и теперь прям жду новую открытку! Тема образования, обучения, детского воспитания мне очень интересна, я люблю читать об этом разные статьи. Поэтому мне было очень интересно узнавать мысли людей по этому поводу. А тут, прочитав утром, ты уже весь день, а то и неделю (как было у меня несколько раз) ходишь, думаешь, обсуждаешь с друзьями. Было интересно вступать в споры и дебаты. Но, к сожалению, из-за того, что это не личная беседа, иногда мысли понимались не совсем верно. Но это проблема интернета в целом. Мне очень нравится этот проект и хочется, чтобы он развивался. Сейчас в социальных сетях проводится огромное количество марафонов по красоте, похудению, какие-то тренинги. Мне кажется, было бы здорово, если бы и в этом проекте появились такие марафоны. С уважением, Родина Дарья

нет комментариев
педпрактикум

Эссе Гришиной Анастасии — Ученье без принуждения

Свой путь в педагогической деятельности я только начинаю. Собственных деток ещё нет. Все выводы о воспитании и образовании детей делаю по результату развития моей младшей сестрёнки и меня самой, поскольку считаю, что мои родители прекрасно воспитанные люди и очень многое вложили в нас. Должно ли проходить учение без принуждения? Должно ли проходить учение без принуждения? Именно так и должно. А иначе результат всегда плачевный. У меня есть прекрасный пример, который держится в моей голове уже многие годы и даёт ответ на ряд вопросов и этот в том числе. В 7 лет я поступила в музыкальную школу на класс фортепиано. Пройдя прослушивание на высокие баллы была довольна собой. Каждый день бежала на занятия, с удовольствием делала домашние задания. Но через 3,5 года, когда уже пол пути пройдено, я захотела уйти из школы. Может во мне говорила усталость, может новые сложные предметы в старших классах, с которыми было тяжело справиться, а может и лень. И Настюша почему-то продолжала учиться. А ведь многие ушли после четвёртого класса. Ушли и в этот же день выбросили инструмент. Не продали, а именно безжалостно выбросили. Ещё часть ушла после пятого и шестого класса, многих просто отчислили за неуспеваемость. В результате закончили музыкальную школу 24 человека из 128. Я была в их числе. Я закончила музыкальную школу с хорошим результатом. И в доме, и в квартире есть музыкальный инструмент — фортепиано. С огромнейшим удовольствием музицирую и до сих пор хочу усовершенствовать свои знания. Получается, если бы меня принуждали к образованию в музыкальной школе, как принуждали моих друзей, финал был бы печальным.    Поддерживаю методику и буду совершенствовать себя ежедневно, чтобы она работала моей жизни. Благодарю Вас, Вячеслав Михайлович. Автор: Гришина Анастасия

нет комментариев
педпрактикум

Эссе студента 2 курса биологического факультета МГУ (Н.П.Тихомиров)

  Эссе-отзыв о канале Instagram «Effortlesson.com» от Тихомирова Никиты Петровича, студента 2 курса биологического факультета МГУ, Букатову Вячеславу Михайловичу   В любом проекте, связанном с масс-медиа, важно учитывать специфику целевой аудитории. В этом плане идея Instagram-канала о педагогике в семье выигрышна, поскольку активными пользователями социальных сетей часто являются неработающие матери, имеющие в данном случае возможность регулярно ознакомляться с новостями ресурса. Среди ежедневных постов с «открытками», по моим наблюдениям, присутствует разделение на две группы. Первая (и более многочисленная) содержит в себе явно сформулированное предложение совершить какое-то действие, которое должно способствовать формированию «правильных» взаимоотношений между ребёнком, родителем и окружающим миром. Вторая группа представлена «открытками», в которых обозначен лишь тезис, общий факт из области психологии или педагогики. Чтобы не быть голословным, привожу последние подобные «открытки» на момент написания эссе – это записи от 18, 23, 25 октября 2017 года.   [button title=»Подпишитесь на наш аккаунт в Instagram» link=»https://www.instagram.com/effortlesson.com_/» target=»_blank» align=»center» icon=»» icon_position=»» color=»» font_color=»» size=»2″ full_width=»» class=»» download=»» rel=»» onclick=»»]     Ожидаемый результат от «открытки побудительной» ясен – выполнение указанного действия (результат которого, скорее всего, оказывается приятен и родителю, и ребёнку), и эта ясность переносится и в комментарии к записи – родители (или учителя) делятся результатами следования рекомендации. Главная польза в этом прослеживается не столько для родителей, сколько для просматривающих ресурс педагогов – они знакомятся с многообразием возможных реакций потенциальных воспитанников на те или иные действия воспитателей. Это может позволить им скорректировать планы занятий (в том числе осуществляемых в рамках модели социо-игровой «режиссуры урока») для максимизации их пользы и приятности ученикам.     Польза от «открыток рассуждательных», на мой взгляд, не столь очевидна. В большинстве постулируемые утверждения естественны, и с ними можно просто согласиться. Обсуждения в таких случаях также непродуктивны – идёт простое обсуждение случаев из жизни, хоть как-то (порой очень косвенно) связанных с утверждением, почти что болтовня на лавочке. Иногда конструктивизм вносится (как правило, Вами же) уже после запуска поста в комментариях формулировкой действия на тему утверждения, таким образом «открытка рассуждательная» сводится к «открытке побудительной».     Вывод отсюда у меня выходит следующий: все проблемы лучше формулировать в виде побуждения к действию. Сейчас пользователи соцсетей в наибольшей степени готовы воспринять информацию именно в таком формате, потому что сообщества любой тематики иногда объявляют то, что называется, как правило, «challenge» или же «флешмоб». Суть этих явлений в том и заключается – все желающие выполняют предложенные действия (это могут быть физические упражнения, или действия, направленные на смену видения мира, или что-то ещё) и таким образом приближаются к идеалу, продвигаемому данным ресурсом. В этом же и заключается идея этих «открыток» — бесконечный challenge для правильных отношений между родителями, детьми и миром! Это гораздо легче принять и запомнить, чем простое изъявление факта – всё сразу проверяется «в деле».     От себя как учёного могу добавить, что в некоторых случаях хочется увидеть подкрепление фактов указанием источников. Интересно, есть ли, например, измерения того, как дети реагируют на общение родителей с представителями силовых структур? Я очень допускаю, что неработающие матери – основные потребители продукции канала – никогда не станут заглядывать в эти источники, но в случае возникновения дискуссий на педагогическую тему они смогут отсылать оппонентов к этим постам не как к истине в последней инстанции, а как к научному ресурсу.     В целом впечатление ресурс производит положительное – целевой аудитории он явно по душе и, вероятно, полезен. Очевидный результат педагогических проектов приходит, увы, не быстро. Многая лета!  

нет комментариев

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *