ПЕДАГОГИКА

Режиссура делового общения

Театральная «теория действий» о логике поведения людей во время их взаимодействия друг с другом

Учебное пособие



Содержание:

Раздел первый. П.М.Ершов о логике действий на сцене и в жизни

1.1. Режиссура как «искусство толкования» повседневного поведения окружающих

1.2. Внимание и уважение в тактичном и учтивом поведении человека (П.М.Ершов)

1.2.1. О «форме» и «содержании» в повседневном поведении человека
1.2.2. Воспитанность как «запреты» или как программа «позитивных предписаний»?
1.2.3. Об установках «принудить» собеседника или «договориться» с ним
1.2.4. О ценности навыка находить «общность интересов»
1.2.5. Об уважении к «человеческому достоинству» при общении с собеседником

Раздел второй. О разнообразии взглядов, жестов и интонаций у партнёров по общению

2.1. Режиссура о бессловесных элементах поведения

2.1.1. Ощущение собственного веса как барометр души
2.1.2. Мускульная мобилизованность как показатель готовности действовать
2.1.3. Пристройки людей друг к другу как зеркало общения

2.2. Режиссёрские параметры поведенческих стратегий общения

Раздел третий. Инициативность (о стремлении  наступать или обороняться)

3.1. О направлении «первого шага»

3.2. «Рычаги настойчивости»

Раздел четвёртый. Повод общения (о деловых  устремлениях и позиционных)

4.1. О поведении человека занятого делом или выясняющего «личные взаимоотношения» с окружающими

4.2. О том, как в поведении партнёров проявляется желание увеличивать или сокращать дистанцию в их взаимоотношениях

Раздел пятый. Общность в интересах (о стремлении к дружественности или враждебности)

5.1. О проявлениях дружественности и враждебности  во взаимодействии партнёров

5.2. О взаимосвязи дружественности и враждебности с другими параметрами поведения

Раздел шестой. Уверенность в поведении (о проявлениях силы или слабости)

6.1. Деловитость силы и позиционность слабости

6.2. Об эксплуатации и маскировке проявлений превосходства и беспомощности


Раздел первый

П.М.Ершов о логике действий на сцене и в жизни

 

1.1. Режиссура как «искусство толкования» повседневного поведения окружающих

 

Основой пособия является изложение ключевых положений режиссёрской «теории действий», разработанной Петром Михайловичем Ершовым (1910-1994), на основе системы выдающегося деятеля русского театра Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938). Хотя театральному искусству посвящают свою жизнь очень немногие (не более одного процента населения), тем не менее, именно то, чем занимается театральное искусство, оказывается интересным и важным для очень многих людей. Режиссёрская «теория действий» Ершова – яркий тому пример.

Каждый студент наверняка и неоднократно встречал подстриженные газоны, вид которых был испорчен неряшливыми полосками протоптанных тропинок. На эти косые тропинки можно реагировать по-разному. Одни проходят мимо, по привычке ничего не замечая. Другие начинают перекапывать утоптанную землю, возмущаясь или сетуя на низкий культурный уровень прохожих (конечно, согласимся мы, в Александровском саду с большим штатом садовников и блюстителей порядка мы такого безобразия не увидим). Третьи выкладывают эти тропинки декоративной плиткой, тем самым украшая и внешний вид газона и заботясь о чистоте обуви прохожих. Четвёртые просто фоткают на смартфон спешат выложить в социальные сети.  

Наконец, реакция на «косое» творчество проходящих ног может заключаться и в появлении вереницы вопросов: а почему же это так происходит? почему строгая упорядоченность газонов повсеместно не останавливает у прохожих желание «срезать углы»? что за стремление лежит в основе этого желания? и каковы истоки этого стремления?

газон с тропинками

Любая мелочь окружающей нас жизни может привести к подобным вопросам, недоумениям, проблемам. Хотя сами эти вопросы, недоумения, проблемы возникают далеко не у каждого.

Например, давно и очень хорошо известно, что стремление одеваться в более или менее модную одежду характерно для многих. Но редко кто задается вопросом – почему в одни времена женщины, следуя нормам моды, оголяли колени, закрывая грудь по горло облегающим свитером-водолазкой, тогда в как другие – сколь можно больше оголяли грудь, пряча под длинными подолами даже изящные туфельки? И, конечно же, размышления о причинах появления подобных вопросов о моде возникали ещё реже.

история моды

В театральном искусстве – актерском и режиссерском – внимание к разного рода и разных уровней явлениям окружающей нас жизни концентрируется. Поэтому именно театральная деятельность привела Петра Михайловича Ершова к разработке целостной концепции поведения человека.

Если его первая книга – «Технология актерского искусства» ( М.,1959) была посвящена сугубо профессионально-режиссёрскому рассмотрению конкретности поведенческих действий человека и составляющих их «ступеней», то вторая книга «Режиссура как практическая психология» (М.,1972) была адресована более широкому читателю, что отразилось в её подзаголовке «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». В ней Ершов изложил оригинальную систему «параметров поведения», позволяющих «измерять» (фиксировать, моделировать) стратегию взаимодействия людей. Знакомство с этими параметрами и будет содержанием последних четырёх разделов пособия.

Отметим, что «Режиссура как практическая психология» быстро завоевала признание не только у режиссеров, но и среди педагогов, юристов, социологов, врачей, политиков — всех тех, кому знания в области закономерностей межличностных отношений были профессионально интересны.

Большое значение в становлении научных взглядов Ершова сыграло его знакомство с физиологом, профессором (а позже и академиком) Павлом Васильевичем Симоновым (1926-2002). Поэтому третья – самая объёмная – книга Ершова, была посвящена детальному изложению «информационно-потребностной концепции человека». Сам автор неоднократно подчёркивал, что концепция возникла как результат многолетнего научного сотрудничества и бесконечных теоретических дискуссий с П.В.Симоновым. (Заметим, что тексты этих трёх книг Ершова достаточно репрезентативно и убористо представлены в однотомнике: П.М.Ершов Скрытая логика страстей, чувств и поступков /Отв. ред. В.М.Букатов. – [М.]: Дубна, 2009.– 712 с.)

Но осваивать идеи П.М.Ершова можно по-разному. Например, знакомство удобно начинать с его статьи, посвящённой благовоспитанности. Сокращённый вариант этой статьи, получивший название  «Внимание и уважение в тактичном и учтивом поведении человека» приведён во втором параграфе этого раздела. Мы уверены, что интересные и поучительные сведения и рассуждения, замечания и наблюдения помогут многим современным студентам обрести устойчивую гуманитарную уверенность, необходимую для собственного освоения ими окружающего многообразия социальных, духовных и личностных укладов в окружающей всех нас современной жизни.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12