СПРАВОЧНОЕ БЮРО — игровой приём в домашних условиях
СПРАВОЧНОЕ БЮРО — игровой приём в домашних условиях
Шла трансляция по Интернету одной из консультаций Вячеслава Михайловича Букатова. Он рассказывал о находке, которую привёз из детского садика в Санкт-Петербурге.
Моя дочка сидела на кресле рядом с компьютером. И рисовала.
Слушала вполуха, что там рассказывают про каких-то детей. С которыми кто-то и где-то интересно играли.
Совершенно случайно напротив неё на журнальном столике стоял каркас от кукольного театра, со шторками и с лампочкой внутри.
Не знаю, что меня сподвигло, но я по ходу дела устроилась за кукольным театром. Потом раскрыла шторки и сказала, что я – справочное бюро. И могу ответить на любой вопрос. И прочитать всё что угодно.
Уля оторвалась от своего рисования и вытаращила на меня глаза.
Я ей повторяю:
– Вы можете подходить к справочному окну и давать мне прочитать всё что угодно, или задавать любые вопросы.
Уля быстро написала на подвернувшемся листике слово «мама» и прибежала с этим листиком ко мне. Я сказала:
– Здравствуйте, что у вас?
Уля молча протянула листок.
Я прочитала:
– МАМА – и вернула листок обратно, добавив – с вас три копейки.
Уля протянула руку и изобразила оплату.
После чего она побежала к креслу, схватила ещё лист и написала три строчки каля-маля.
И быстро побежала обратно к «Окну справок». Но шторки я уже закрыла.
Она стала заглядывать за шторки. Тогда я сказала, что нужно постучаться и поздороваться.
Она постучалась.
Я щелкнула выключателем и раздвинула шторки. За шторками я увидела сияющую физиономию дочки, протягивающей мне «исписанный» лист.
– Здравствуйте! – произнесла я официальным голосом.
На этот раз она ответила «здравствуйте».
– Что у вас? Нужно прочитать?
– Да.
Я беру листик и говорю, что ни одного слова здесь не написано. И возвращаю лист обратно.
Мне так хотелось всё происходящее заснять на камеру, но снимать самой, значит полностью разрушить игровую условность. А муж в это время был очень занят.
К тому же продолжалась прямая трансляция с психолого-педагогическими комментариями по проведению этого приёма в детском садике. Мне нужно было сосредоточится, что бы ничего не упустить.
Но дочка уже тащила книжку «Человек рассеянный с улицы Бассейной».
Всё повторилось, она постучалась. Я открыла шторки и поздоровавшись, приняла текст к чтению.
Уля внимательно слушала. Но недолго. Ей не терпелось пойти обратно за новым заданием для меня.
Потом, когда мои колени уже совсем затекли, я спросила:
– А ты хочешь попробовать быть в «справочном окне»?
Она даже не представляла, что такое возможно. И очень довольная согласилась.
Залезла целиком в театр.
Для неё я подключила лампочку и сказала, что когда свет включен, то «справочное бюро» работает.
Она тут же включила свет.
Стучу:
– Здравствуйте, вы «справочное окно»?
– Да.
Я увидела первое попавшее – букварь и взяла его. За мысль, которая у меня промелькнула, что вот я сейчас и повторю пройденные Улей накануне буквы, – мне тут же стало стыдно. Нельзя же так нагло портить детское игровое увлечение своей педагогической корыстью.
Тогда решила пойти по пути неожиданности. И открыла первую попавшуюся страницу. Там была буква «Ша».
Спрашиваю вы не подскажете мне, какая это буква. Она без труда сказала «Шэ».
Как всё-таки жалко. Ну почему нельзя заодно и поиграть и поучить. Так хочется поучить, раз я знаю как правильно. Еслиб не желание быть верной идеям «ученья без принуждения», я бы отжала из этой ситуации мнимый максимум дидактической пользы.
Но здравомыслее побеждает, помогая побороть в себе остатки педагогической корысти.
После буквы «Ша» шторки закрылись, выключился свет. Но уже через секунду он вновь включился.
– Справочное бюро снова готово отвечать на вопросы.
Дальше свет включался и выключался бешеном темпе. Раскрывался и закрывался занавес. Я еле успевала придумывать вопросы.
Они были самые разные: из чего Луна? где взять машину? зачем нужны коты? и много, много, много ещё.
Потом я схватила кота. И уже кот задал свои вопросы. Про корм, про кошачий туалет.
Кстати, после этого ещё мы обсудили, что входит в понятие уход за животными. И Уля теперь регулярно меняет воду котам и вовремя подливает её.
А прямая трансляция шла полным ходом, поэтому я поспешила вернуться на связь.
Уля же всё ещё сидела в театре-«справочном бюро». Стараясь привлечь моё внимание и получить какой-нибудь вопрос. Но я уже твердо сказала, что играть мне больше не дают мои взрослые дела. И предложила ей продолжить рисовать…
План организации и проведения Театра теней. Занятие с детьми 3-6 лет в детском саду
Театр теней с детьми в детском саду
(методическое пособие для занятий с дошкольниками)
\формат для скачивания: PDF
объем: 14 страниц
Дружное эхо
Дружное эхо можно использовать в разных моментах урока. Универсальная игровая разминка. Для незнакомых групп, большой и малой аудитории. Легко проводить.
Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)
Узнайте о традиционной детской игре «Тише едешь — дальше будешь» и ее применении в педагогике. Эта игра развивает внимание, координацию и дисциплину у школьников, помогая им учиться молниеносно реагировать на команды и творчески оправдывать свои действия. Идеальная разминка для класса, которая способствует командной работе и индивидуальному развитию.
Медленное чтение. Пазлы онлайн (игра-программа)
Программа, в которой можно сделать пазлы для онлайн занятий. В данном примере взят текст для занятия по МЕДЛЕННОМУ ЧТЕНИЮ. Перед тем, как вставить текст в программу, необходимо сохранить его в формате изображения. Ссылку на пазлы можно послать в чат класса или встроить в виде кода на сайт, как это сделано у нас.
Разрезанные открытки. Пазлы (объединение в малые группы) описание технологии + онлайн вариант
Благодаря подобной форме объединения присутствующих в игровые команды, само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное. Это простое и интересное задание очень нравится и детям и взрослым.
Ворота (3 варианта объединения в группы)
Как из обычной детской или народной игры сделать ИГРОВОЙ ПРИЁМ и использовать его для проведения подлинно-интересных уроков развивая двигательно-коммуникативные потребности учеников. При этом придать игре смысл, а детям мотивацию, любопытство и доверие.
Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три… и Упражнение «Замри»
Узнайте о традиционной детской игре «Тише едешь — дальше будешь» и ее применении в педагогике. Эта игра развивает внимание, координацию и дисциплину у школьников, помогая им учиться молниеносно реагировать на команды и творчески оправдывать свои действия. Идеальная разминка для класса, которая способствует командной работе и индивидуальному развитию.
ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕТ (описание игры и приёма)
Самое интересное было, когда назывались варианты, которые не были привязаны вообще ни к чему. И, тогда невольно начинаешь проверять – точно ли этого нигде здесь нет? И непроизвольно представляешь, как бы это здесь могло выглядеть. Отчего всем становилось очень смешно.
Волшебная палочка (описание игры и приёма)
Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
Кто меня слышит? (описание игрового приёма — разминки)
Игровая разминка «КТО МЕНЯ СЛЫШИТ» подходит для привлечения внимания учащихся. В этой разминке ученики постепенно включаются и начинают случать учителя.
Замри – запомни, повтори, «оживи»
Важно обогащать дошкольников смелостью и умением «замирать» молниеносно, сразу же после команды. Умение остановить себя – залог организованности и дисциплины
Разведчики
Если упражнение проводится в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, воспитатель может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.
День наступает, всё оживает (2-7 лет)
В эту игру будет интересно играть малышам, например, в группе детского сада или в воскресной школе. Возраст детей — 2-7 лет, требуется 5-20 участников.
Руки-ноги
Разрядка и смех гарантированы! Игровая разминка руки-ноги не только для детей. Используется в социо-игровой педагогике. Является одним из социо-игровых приёмов. Универсальный приём в режиссуре урока. Для дошкольников подходит в более медленном темпе. Можно использовать для семинаров, тренингов и конференций взрослыми.
«Шапка» вопросов
Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.
Тише едешь — дальше будешь (ЗАМРИ!)
Разминка для всего класса. Сначала в роли ведущего лучше быть учителю. Произносить слова «раз, два, три…» перед поворотом к классу ему нужно в разных темпах и ритмах. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счета, чтобы ученики согласовали со словами ведущего скорость своего движения — бежали, шли, делали шаг. Причем зависимость здесь обратная: когда учитель говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — двигаться медленно. Эта противоположность между произнесением и движением очень полезна.
СТУЛЬЯ
«Взять и переставить» стул в задании — это значит встать со стула одновременно со всеми, только после этого, взяв стул, также одновременно поднять его, сообразить, куда с ним надо двигаться, найти свое место среди других, затем одновременно поставить стулья и одновременно сесть.
Выход ряда
Выход ряда — удивительное задание для любимого класса. Хотите, чтоб дети вам доверяли, тогда и им придётся довериться и рискнуть провести это занятие.
Воробьи — вороны
Воробьи — вороны игра на внимание, реакцию. Подходит для разновозрастных групп. Игра на две команды с водящим. Весёлая разминка на улице или в помещении.
Заводные человечки
Разные варианты игры «заводные человечки» очень любимы детьми всех возрастов и могут использоваться на уроках по любому предмету. На внимательность.
В молчанку
Традиционная игровая разминка В МОЛЧАНКУ, подходящая, как для детей, так и для взрослых. Все должны принять уговор «МОЛЧАТЬ». Заговорил, хихикнул — проиграл
Аббревиатуры (сокращенные названия) + Письмо из букв
Расшифровка аббревиатур позволяет ученикам в игровой ситуации упражнять свое воображение, расширять своё знание окружающей реальности и проявлять своё интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название какого-то учреждения, вида деятельности и т.п. — задача для детей не столько трудная, сколько неожиданная.
Буква по воздуху или воздушное письмо
Буква по ВОЗДУХУ // На алгебре, геометрии, физике, химии ученикам полезно писать по воздуху формулы и уравнения
Аты-баты с характеристикой (описание)
Игровая разминка АТЫ-БАТЫ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ — командная игра, развивающая словарный запас. Подходит, как для детей, так и для взрослых.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (описание и перечень)
Творческая активность является непременным условием игровых заданий каждого из трёх разделов. Но в названии данного раздела «творческое» упомянуто потому, что в ходе выполнения на уроке заданий, собранных в этом разделе, исполнители получают возможность создать «здесь-и-сейчас» такой эстетически привлекательный результат, который может оказаться особым стимулом для «субъектного» развития каждого из зрителей-наблюдателей.
ИГРОВЫЕ РАЗМИНКИ (описание и перечень)
✅ Описание игрового приёма ✔ Перессказ описания игрового приёма с openlesson.ru ▶ Видео ? Скачать PDF ? Педагогика в стихах (А.Духанин) Игровые разминки проводятся не после уроков (тем более, не в рамках какого-нибудь очередного психологического тренинга!), а непосредственно на самом уроке самим учителем – как универсальное подспорье в налаживании дисциплины. Дело в том, что все эти упражнения-разминки замечательно переключают внимание учеников в начале всякого нового дела или при очередной смене заданий.
ИГРОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (описание)
Разные варианты «игровых ограничений», которые поддерживают нужный темпо/ритм.
а) основные (главные)
б) вспомогательные (ситуативные)
они оговариваются не сразу (про них участники в суете забудут), а по ситуации
например: «в каждом новом колечке сосед справа-слева = новый» — об этом произносится не сразу, а только после первого колечка // тогда этот приём «игрового ограничения» начинает работать // всему своё время!!!! — у мелких приемов «ограничений — только так!
ДИДАКТЧЕСКИЕ ИГРЫ (описание и перечень)
Алфавитный перечень ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ. Дидактические игры (деловые) или игровые задания позволяют выстроить деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО — игровой приём в домашних условиях
СПРАВОЧНОЕ БЮРО в домашних условиях. Многие игровые приёмы для преподавания в школах и в детских садиках можно трансформировать для домашних игр. Отрывок из «НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ВОСПИТАТЕЛЕЙ по социо-игровым способам проведения занятий» (СПб., 2019, с.189-191) В.М. Букатов
СПРАВОЧНОЕ БЮРО / Окно справок — игровой приём (описание)
СПРАВОЧНОЕ БЮРО / ОКНО СПРАВОК — игровой приём из раздела Дидактические игры. Для детских садов и начальных классов. Так же подходит для индивидуальных занятий и игр в домашних условиях. Группы детей разных возрастов и разных умений. Лёгкий и универсальный приём с возможностью большой вариативности и конструировании множества различных упражнений на его основе.
Колечки. Игровой приём для объединения в группы (описание) + онлайн вариант
КОЛЕЧКИ — игровой приём для объединения в произвольном порядке в группы. Командо-образование. Деление на команды. Универсальное подвижное игровое действие
Объединения в группы
Методические пояснения к Сборнику NoРУ-01(6) «Игровые задания для ДЕЛЕНИЯ НА КОМАНДЫ или ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИКРО-ГРУППЫ» 1. Для работоспособности учеников важно, чтобы состав малых групп(команд, бригад) были сменными и случайными. Этот результат обеспечивают приёмы данного Сборника. 2. Количество детей в «малой группе» – от ТРЁХ до ВОСЬМИ. Работа«парами» не является работой «малыми группами», в каждой из которых может быть не меньше троих. Так как если двое заспорят, то третий может повлиять на их мнение,отдавая предпочтение чьей-то стороне. Если оставшийся, настаивая на своём мнении, уйдёт в «обидки», то работа всё же не развалится. Она продолжится и обиженный будет иметь возможность и посмотреть на неё «со стороны», и примкнуть – в случае надобности – к её продолжению-развитию и(или) коррекции.Таким образом срабатывает естественно-игровая профилактика досадных тупиковых ситуаций. 3. Оптимальное количество участников одной микро-группы — 6, а максимальное — 8. В микро-группе естественным образом складываются ученические обсуждения нового материала. Разнообразие индивидуальных вопросов, ошибок, пониманий и заблуждений позволяет детям быстрее заинтересоваться материалом и увлечься поиском своего личного решения. 4. Педагогу не стоит тратиться на методические объяснения смысла и значения предстоящей работы, которые часто звучат для учеников заумно и(или) занудно. 5. Игровое объединение в «малые группы» полезно завершать советом – обсудить каждой группке, где им разместиться (оборудовать«рабочее гнездышко), и как будет называться их «рабочая команда». Посыльные выводят эти названия на доске, стимулируя командный интерес к «соседям». Подробнее см.: «Обживание пространства» и налаживание «Темпо/ритма»общей работы.
Деление на команды и ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГРУППЫ (перечень)
Работа малыми группами. Данный подход противопоставлен парной и индивидуальной педагогике. Является одним из постулатов социо-игрового метода и отличается особой итеративностью.
Диктант на дружбу. Тренинг профессиональной сообразительности
Тренинг профессиональной сообразительности: в чём и сколько ПЛЮСОВ и МИНУСОВ? В комментариях можно перечислить ваши наблюдения
Медленное чтение (описание приёма)
После рассказа о соревновании ученики получили одинаковые стихотворные тексты для установления рекордов по медленному чтению. Это были шесть строчек из девятой песни «Одиссеи» Гомера, напечатанные в школьном учебнике.
Горшки (Чин-Чары, Гончары) — народная игра
Народная игра с придуманными разговорами — Горшки (Чин-Чары, Гончары). Проводит занятие Евгения Артемьева в летнем православном лагере для особых детей. (Село Давыдово, Ярославской обл. Борисоглебского р-на)
Описание игры
Встать по пальцам
из раздела ИГРОВЫЕ РАЗМИНКИ игровая разминка (видео со звуком) Все садятся перед стоящим ведущим. Потом ведущий отворачивается от всех и показывает над головой несколько пальцев (на обеих или на одной руке). При этом он произносит слова: РАЗ, ДВА, ТРИ — ЗАМРИ! И тут же поворачивается к игрокам. Пока он говорил, кому-то из игроков нужно было встать (по числу пальцев), а кому-то остаться сидеть. Но после слова ЗАМРИ все игроки не должны двигаться. То есть застыть в том положении, каком их застало слово ЗАМРИ. Важный момент удержать игроку СТОП, чтоб после этого слова не продолжать вставать или садиться. Ведущий спрашивает у игроков, кто выиграл? Они пересчитывают стоящих и произносят ответ. Выигрывает ведущий, если число стоящих детей не равно числу показанных пальцев. И выигрывают игроки, если число стоящих точно равно количеству показанных ведущим пальцев. Выигрыш или проигрыш отмечается плюсами/минусами на доске или опусканием пластмассовых шариков в корзину (мешок, шапку). Каждый кон следует проводить в большом темпе. И число конов желательно повторить многократно. В этой игре никто не выбывает (проигрывают или выигрывают вся команда). Но счёт идёт по постоянному уговору (например, до ПЯТИ проигрышей). Тогда ведущего меняет кто-то другой. Встать«по пальцам» Описание приёма. В.М. Букатов, А.П. Ершова _«Хрестоматия игровых приемов обучения»(серия«Я иду на урок»; М., 2000 и 2002) Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому [ученику], а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10». Встать «по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии. Это упражнение хорошо, то есть «на отлично», выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий. Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: после 2-3 конов самых активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу. Из оставшихся неактивных тут же обнаруживаются вполне активные. [embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=BqsNtoi4zEI[/embedyt] А еще можно поступить и так. Объединив нескольких наиболее активных учеников в особую группу, можно устроить соревнование на скорость реакции (точнее счета): 1 группа — число, которое показывает учитель, особая группа — число, которое всегда на «х» меньше (например на «3» или «4»). Для социо-игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться, — все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг. Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все, предлагаемое педагогом, оказывается интересным. И если даже какое-то его задание покажется ребенку сначала не совсем понятным или не увлекательным, тем не менее он не будет спешить отказываться от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникнут и понимание, и азартность. Вас может также заинтересовать: Сборники игровых приёмов: Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках (В.Букатов, А.Ершова) Библиотека практикующих педагогов Педагогическая мастерская Больше материалов с примерами и описаниями социо-игрового приёма ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ можно посмотреть здесь >>>
Где мы были — мы не скажем, А ВОПРОС МЫ СВОЙ ПОКАЖЕМ
Родительские собрания, классные часы, группы продлённого дня могут использовать подобный приём для разрядки обстановки, для смены деятельности в разных ситуациях. Большим плюсом является повод позитивно пообщаться родителям с детьми, погулять и посмотреть на многие вещи с разных сторон.
Диктант на дружбу (описание приёма)
Диктант на дружбу Из раздела Дидактические игры
Азбука городов и Почта
Из раздела Игровые разминки Правила игрового приёма: Азбука городов Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Он произносит, например, следующее: «Я поеду в Астрахань», — и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А». Например: «Акул ловить!» (В Астрахани акулы не водятся, там скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно. Несообразности вносят в нее дополнительное веселье.) Ответив соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов идут по алфавиту): «Я поеду в Багдад!» — и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает: «Баранки покупать… А я поеду в Вологду. Зачем?» В случае, если кто-то ошибся: Тот, кто ошибся — пропустил букву алфавита или ответил невпопад, — платит фант или выбывает из игры. Его сосед продолжает игру. Если дети полюбят эту игру, то они начинают в быстром темпе совершать по нескольку алфавитных кругов за один кон. Игра не заканчивается на букве «я», как это делалось ими на первых порах. О вариантах приёма: Вариантов подобных разминок может быть несколько. И детям, и учителю полезно, когда на уроках используются народные игры. Правила игры: Почта Каждый из присутствующих громко называет какой-нибудь город или другой известный населенный пункт. (Например соседнюю деревню или хутор) Желательно, чтобы выбранные названия не совпадали у разных игроков. Этого легко добиться, если выбранные названия участники напишут на доске. Начать может любой, произнеся звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» — «Почта». — «Откуда и куда?» — «Из Лондона в Ригу», — может ответить, к примеру, начавший игру, если он выбрал перед этим Лондон, а один из играющих — Ригу. Теперь уже говорит обязательно тот, чей город Рига: «А что делают в Лондоне?» «Все ходят с зонтиками под дождем», — может ответить «приехавший из Лондона». Сразу все играющие, кроме приехавшего, начинают изображать, как в Лондоне ходят под зонтиками. Кто не сможет этого изобразить, с тех берутся фанты, которые после игры будут разыгрываться (см. «Выкуп фантов»). Затем игрок «из Риги» говорит: «Динь-динь-динь!» и т. д. Иногда игру повторяют, пока не соберут условленное перед началом «почты» число фантов. Правила 1 «Приехавший» может назвать только выбранные играющими населенные пункты и не должен искажать их названия. В противном случае он платит фант и передает право начинать «почту» другому игроку. Поэтому игроки просят названия населенных пунктов произносить (если они не записывались на доске) отчетливо и громко. Не расслышавший может попросить, чтобы название было повторено. Правила 2 Отказавшийся изображать названное действие платит фант. Играющие могут потребовать, чтобы дающий задание, то есть «приехавший», сам выполнил его, а если не сможет, то взять с него фант. Правда, в игре можно всегда найти шутливую форму выполнения задания. Можно даже специально отметить самое остроумное задание или способ его выполнения. Например, отличившемуся игроку дать право вести в конце игры разыгрывание фантов или «назначать» (затевать) по его выбору новую игру-упражнение. «Почта» может приобретать и большую познавательную функцию, если дети начнут увлекаться придумыванием заданий, соответствующих особенностям названных мест. Например: в Риге — ловят рыбу, в Астрахани — едят арбузы, во Владивостоке — умываются и чистят зубы, потому что у них уже утро, и т. п. Подобные задания школьникам приходится выдумывать уже заранее, заглядывая в различные журналы, географические книги, атласы. Ну а в трудных случаях всегда есть универсальные для играющих действия — плясать, петь, смеяться, скакать на одной ножке, «разговаривать» на родном (то есть иностранном) языке и т. п. (По описанию из книги: Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.) [ы.] Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Он произносит, например, следующее: «Я поеду в Астрахань», — и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А». Например: «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не водятся, там скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно, напротив, несообразности вносят в нее дополнительное веселье.) Ответив соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов идут по алфавиту): «Я поеду в Багдад!» — и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает: «Баранки покупать… А я поеду в Вологду. Зачем?» Ну и так далее. Тот, кто ошибся — пропустил букву алфавита или ответил невпопад, — платит фант или выбывает из игры. Его сосед продолжает игру. Если дети полюбят эту игру, то они начинают в быстром темпе совершать по нескольку алфавитных кругов за один кон, не кончая игру на букве «я», как это делалось ими на первых порах. (По описанию из кн.: Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М., 1992.) Вариантов подобных разминок может быть несколько. И детям, и учителю полезно, когда на уроках используются народные игры, о которых учитель узнал от самих учеников. Почта. Каждый из присутствующих громко называет какой-нибудь город или другой известный всем собравшимся населенный пункт, например соседнюю деревню или хутор. Желательно, чтобы выбранные названия не совпадали у разных игроков. Этого легко добиться, если выбранные названия участники напишут на доске. Начать может любой, произнеся звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» — «Почта». — «Откуда и куда?» — «Из Лондона в Ригу», — может ответить, к примеру, начавший игру, если он выбрал перед этим Лондон, а один из играющих — Ригу. Теперь уже говорит обязательно тот, чей город Рига: «А что делают в Лондоне?» «Все ходят с зонтиками под дождем», — может ответить «приехавший из Лондона». Сразу все играющие, кроме приехавшего, начинают изображать, как в Лондоне ходят под зонтиками. Кто не сможет этого изобразить, с тех берутся фанты, которые после игры будут разыгрываться (см. «Выкуп фантов»). Затем игрок «из Риги» говорит: «Динь-динь-динь!» и т. д. Иногда игру повторяют, пока не соберут условленное перед началом «почты» число фантов. Правила: 1. «Приехавший» может назвать только выбранные играющими населенные пункты и не должен искажать их названия. В противном случае он платит фант и передает право начинать «почту» другому игроку. Поэтому игроки просят названия населенных пунктов произносить (если они не записывались на доске) отчетливо и громко. Нерасслышавший может попросить, чтобы название было повторено. 2. Отказавшийся изображать названное действие платит фант. Играющие могут потребовать, чтобы дающий задание, то есть «приехавший», сам выполнил его, а если не сможет, то взять с него фант. Правда, в игре можно всегда найти шутливую форму выполнения задания. Можно даже специально отметить самое остроумное задание или способ его выполнения. Например, отличившемуся игроку дать право вести в конце игры разыгрывание фантов или «назначать» (затевать) по его выбору новую игру-упражнение. Подобные задания школьникам приходится выдумывать уже заранее, заглядывая в различные журналы, географические книги, атласы. Ну а в трудных случаях всегда есть универсальные для играющих действия — плясать, петь, смеяться, скакать на одной ножке, «разговаривать» на родном (то есть иностранном) языке и т. п. (По описанию из книги: Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.) Все материалы: Азбука городов и Почта >>>
В заплатки (со сценками)
Командообразующий игровой приём. Один из социо-игровых методов используемых для деления на малые группы. Детям подобный способ деления/объединения учеников даёт возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно для деления, а не само по себе.