ВСЕ РУБРИКИ

«Клиповые брожения» художественного авангарда

В.М.Букатов

Ничто не порождает столько толкований, как бессмыслица. Умберто Эко // «Не надейтесь избавиться от книг!»

В искусстве начала ХХ века громогласно заявляет о своём существовании футуризм. Авангардные брожения его последователей напрямую были связаны с научно-техническим прогрессом. Наиболее внятно об этом было заявлено итальянским литератором Ф.-Т. Маринетти.

В феврале 1909 года он опубликовал «Манифест футуризма», провозглашающий создание нового художественного направления, призванного соответствовать реалиям современной цивилизации (!) с её техническим прогрессом. Ключевыми для всех видов футуристического искусства (лат. futurum — будущее) были объявлены понятия «скорость» и «динамика».

В манифесте приводился такой пример футуристского толкования современной живописи: «Всё движется, всё бежит, всё быстро меняется. < … > Устойчивость изображения на сетчатке глаза заставляет движущие предметы множиться, деформироваться, следовать друг за другом, словно это вибрации в пространстве, которое они преодолевают. И у бегущей лошади уже не четыре ноги, а двадцать, и рисунок их движения становится треугольным» [5, с. 125].

Настоящий поэт прокладывает себе дорогу сквозь шквал ругательств. Жан-Клод Карьер // «Не надейтесь избавиться от книг!»

Эпатажи кубизма, абстракционизма, футуризма, лучизма, супрематизма, дадаизма и т.д. стали сменять друг друга с клиповой скоростью. Авангардистские экспериментирования с разложением книжной линейности смысла на несвязные фрагменты заполонили рисунки, холсты, поэмы, романы и театральные подмостки. Если футуристическая живопись нарезала мир на кубики и лучи, то литераторы-модернисты изощрялись в ломке монотонного центризма «линейно-текстового повествования». По меткому замечанию культуролога Фрумкина, когда Василий Розанов, писал свои «Опавшие листья» (1913), то он явно был первооткрывателем «Живого журнала», хотя и не знал этого. [10, с. 32] Его современник дадаист Тристан Тцара тогда же предложил разрезать поэмы и вытаскивать слова или фразы из шляпы в произвольном порядке, создавая новое произведение (вместо того, чтобы, распутывая ниточки смысла, восстанавливать логику «реализации авторского замысла). Подобная акция сама по себе не была художественно значимой – но её появление оказалось чрезвычайно симптоматичным. И с тех пор историки литературы неизменно называют Тцару предтечей особой авангардистской технологии – нарезки «cut-up», – разрушающей в художественных произведениях традиционную книжную линейность (что в XXI веке было взято на вооружение даже школьными учителями в лице последователей социо-игровой «режиссуры урока» [3, с. 31] ).


Полный текст этой статьи в PDF:

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *