БЛОГ - АРХИВ

О квази-упорядоченности журнальных и газетных изданий

В.М.Букатов

Чего мне не хватает, когда я использую компьютер, так это черновиков. … Мне не хватает зачеркиваний, набросков на полях, этого первичного хаоса, признаков жизни, смутного поиска. И видения общей картины. Компьютер мне этого не позволяет. Жан-Клод Карьер // «Не надейтесь избавиться от книг!»

К появлению «клиповой стилистики» в жизни современной молодёжи следует относиться не как «грому с молнией – среди ясного дня», а как к ягодкам, неспешно созревшим на неброских и давным-давно одеревеневших плетях, скромно, но крепко цепляющихся за могучие столпы «книжной культуры».

Клиповые способы восприятия-понимания-изложения не новообразование, а результат давно протекающих в обществе процессов по возрождению приёмов «докнижной стилистики», остававшихся до поры до времени скрытыми и завуалированными. И пока чаша не переполнилась, потеря очередной пяди «книжно-линейного императива» особо не бросалась современникам в глаза и обычно не вызывала беспокойства.

Так например, журналы и газеты хотя и состоят из отдельных разрозненных статей и заметок, но объединяются в номера или выпуски. А те в свою очередь делятся на разделы, создававшие видимость упорядоченности по некой иерархии. Это сглаживает таящиеся в них антилитературные тенденции, подтачивающие диктат линейно-книжных традиций восприятия-понимания-изложения.

Иногда ложь – это единственный путь к истине. Жан-Клод Карьер // «Не надейтесь избавиться от книг!»

Номера газет и журналов представляют собой консенсус между желанием собрать как можно больше разнообразных фрагментов информации и квазикнижной формой выпуска печатного издания. Разделы и рубрики призваны придавать статьям как бы функцию «глав» (в умах большинства рядовых читателей, воспитанных на диктате книжной стилистики).

Против этих привычных предпочтений населения уже с конца XIX века (то есть задолго до появления компьютеров и Интернета!) был объявлен самый настоящий «крестовый поход» представителями художественного авангарда – литераторами, художниками, архитекторами и синематографистами [10, с. 32]. В результате к началу ХХ века параллельно победоносным шествиям невразумительных аббревиатур и вызывающей лаконичности телеграфных агентств в социально-деловых и художественно-творческих сферах развернулись не менее грандиозные эксперименты, диверсии и баталии, связанные с откровенным поворотом к дотекстовой эстетике.


Полный текст этой статьи в PDF: