О грядущих парадоксах повседневной культуры
В.М.Букатов
Умберто Эко // «Не надейтесь избавиться от книг!» Культуролог К.Г. Фрумкин, размышляя о судьбе книжной (линейно/текстовой) культуры, отмечает, что на наших глазах «теряется понимание, зачем собственно говоря нужна длительная последовательность в изложении мыслей, когда что-то полезное можно уложить в линейно несвязанные между собой кластеры» [10, с. 30]. И Интернет ежедневно «подливает масло в огонь». Будучи нашпигованным огромным количеством текстов – по объёму и коротких и гигантских, – Интернет безотказно удовлетворяет самые разнообразные прагматические запросы своих пользователей. Что устойчиво обеспечивается его «высокой фрагментарностью информационного потока» [10, с. 33]. По прогнозу современных культурологов у людей будущего, с их клиповыми предпочтениями в познании, если и сохранятся бумажные книги, то они в отличие от современных не будут объёмистыми. Тексты в них будут короткими и рубленными (вроде реплик в ЖЖ или Твиттере). Скорее всего – несколько коротких статей, ссылающихся друг на друга. Рассмотрение клиповых тенденций в нашей постиндустриальной жизни приводят Фрумкина к мысли, что в XXI веке риторике суждено всё больше становиться похожей на диалектику. А проповедям – на дискуссии [10, с. 33]. В самой же повседневной жизни наших современников место прежнего избытка времени (помните раздел «На досуге» в конце журналов 50-70-х годов?) займёт его дефицит. Эстетика же всё чаще будет заменяться прагматикой (как это происходит, например, в хайтеке современного дизайна и архитектуре XXI века). И хотя писатели по-прежнему будут тешить себя иллюзией, что их сочинения целостны, читатели будут знакомиться с ними всё более фрагментарно, руководствуясь либо прагматикой, либо «счастливой случайностью». То есть «клиповый уклад» в постиндустриальном обществе повсеместно уподобит информационные сферы – образно говоря – «овощным магазинам». В которых свёкла продается цельной, но употреблять её покупатели будут в виде винегрета…[10, с. 36]
Или не успели прочесть.
Полный текст этой статьи в PDF: