МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

организация и проведение

Форматы акций


Торжества

Празднование // Поздравление // Подарки (выбор, подготовка, вручение) // Награждения // // // // //

Детские лагеря

Летние лагеря // Оздоровительные // Спортивные // Творческие // Сборы // Туристические // Палаточные лагеря // Экспедиции // ЭКО лагеря // Лагеря без ночёвок // Зимние // Театральные // Кино-фото // Искусство // Музыкальные // Технические // Лагеря для особых детей // Волонтёрский // Лагерь за границей // Лагерь на море // Семейные лагеря // Языковые лагеря // Краеведческие // Инклюзивные лагеря //

Школьно-дошкольные и студийные

Продлёнка // Кружки // Спортивные секции // Мастер-классы // Мастерские // Студии //1 сентября // Презентации // Родительские собрания // Открытый урок // День открытых дверей // Приём новичков // Правила безопасности // // //

Выставки и ярмарки

Подготовка // Организация // Проведение // Участие // Благотворительные // Детских поделок // Школьные // Обмен вещами // Сбор средств

Соревнования

Конкурсы // Соревнования // Олимпиады // Турниры // Игры // Лотереи // Розыгрыши // Викторины // Аукционы // КВН // Что?Где?Когда? //


Представления

Спектакли // Концерты // Перформанс // Флешмоб // Кукольный театр // Теневой театр // Домашний театр // Импровизации // Программа // Организация // Участие //


Фестивали

Фольклорные // Музыкальные // Кинофестиваль // Театральный // Литературный // Научный // Фестиваль авторской песни // Книжный фестиваль // Фестиваль уличной культуры // Фестиваль еды // Танцевальный // Фестиваль этнических культур // Фестиваль народного искусства // Фестиваль детского творчества // Фестиваль игр // Исторической реконструкции // Анимация

Туризм с детьми

Экскурсии // Поездки на отдых // Походы // Поездки с детьми // На воде // В непогоду // В машине // На поезде // В самолёте // Вело-туризм // Пеший туризм // На море // На яхте // За границей // Туризм с группой // Альпинизм // Дети без сопровождения // Зимний отдых // Сплавы // Спортивное ориентирование


описание картины климт поцелуй

Искусство толкования: Климт «Поцелуй» (1907-1908) Драмогерменевтические «разговоры запросто»

Чтобы реанимировать исчезнувший стиль изложения – исследователям необходимо почаще окунаться в естестство предлагаемых обстоятельств разговорной речи. Неслучайно в своё время Франсуа Рабле – французский философ-гуманист, врач (учёный и практик), знаменитый писатель-сатирик, заложивший основы современной европейской литературы [2, c. 20] – начал очищать латынь от средневековой накипи схоластического католицизма с написания книги «Разговоры запросто» (первая публикация в 1518 году).

нет комментариев
герменевтические процедуры

О картине Густава Климта «Поцелуй» [1908-1909] (блуждание, обживание, рефлексия)

Для меня осталось загадкой, что на картине? Любовь или принуждение, страсть или сопротивление. Она как будто и не против, но только лицом. И этот румянец, при всей общей бледности, к чему он? Она как будто без чувств. То ли от изнеможения, то ли от страха, то ли от безысходности… 

нет комментариев
народная игра Горшки

Горшки (Чин-Чары, Гончары) — народная игра

Горшки (Чин-чары) из раздела Творческие задания Народная игра с придуманными разговорами Описание игры: По считалочке определяется один ведущий — покупатель, остальные делятся по парам. Каждая пара это продавец (хозяин горшка) и горшок, который сидит и молчит. «Горшки» сидят на корточках в центре; продавцы стоят рядом и зазывают покупателя, расхваливая товар. Ведущий — покупатель обходит товары разных продавцов, торгуется, произнося текст приблизительного содержания: Если покупатель и продавец договорились о цене, то ведущий-покупатель и продавец соединяют правые руки и трясут ими. Все хором произносят речитатив: С концом речитатива руки разрываются, и ведущий и продавец бегут по внешней стороне круга в разных направлениях к «проданному» горшку. Кто, обежав круг, первый возвращается к горшку, тот становится «хозяином». Опоздавший становится ведущим — покупателем. Начитается новый кон и ведущий выбирает горшки, торгуется и покупает. Иногда перед началом договариваются, что «горшки» и «продавцы» каждый новый кон меняются ролями. Больше материалов с примерами и описаниями игры ГОРШКИ, ЧИН-ЧАРЫ, ГОНЧАРЫ можно посмотреть здесь >>> Вас может также заинтересовать: Сборники игровых приёмов: Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках (В.Букатов, А.Ершова) Библиотека практикующих педагогов Педагогическая мастерская

нет комментариев

Встать по пальцам

ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ из раздела ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ игровая разминка (видео со звуком) Все садятся перед стоящим ведущим. Потом ведущий отворачивается от всех и показывает над головой несколько пальцев (на обеих или на одной руке). При этом он произносит слова: РАЗ, ДВА, ТРИ — ЗАМРИ! И тут же поворачивается к игрокам. Пока он говорил, кому-то из игроков нужно было встать (по числу пальцев), а кому-то остаться сидеть. Но после слова ЗАМРИ все игроки не должны двигаться. То есть застыть в том положении, каком их застало слово ЗАМРИ. Важный момент удержать игроку СТОП, чтоб после этого слова не продолжать вставать или садиться. Ведущий спрашивает у игроков, кто выиграл? Они пересчитывают стоящих и произносят ответ. Выигрывает ведущий, если число стоящих детей не равно числу показанных пальцев. И выигрывают игроки, если число стоящих точно равно количеству показанных ведущим пальцев.   Выигрыш или проигрыш отмечается плюсами/минусами на доске или опусканием пластмассовых шариков в корзину (мешок, шапку). Каждый кон следует проводить в большом темпе. И число конов желательно повторить многократно. В этой игре никто не выбывает (проигрывают или выигрывают вся команда). Но счёт идёт по постоянному уговору (например, до ПЯТИ проигрышей). Тогда ведущего меняет кто-то другой. Встать«по пальцам» Описание приёма. В.М. Букатов, А.П. Ершова _«Хрестоматия игровых приемов обучения»(серия«Я иду на урок»; М., 2000 и 2002) Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому [ученику], а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10». Встать «по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии. Это упражнение хорошо, то есть «на отлично», выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий. Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: после 2-3 конов самых активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу. Из оставшихся неактивных тут же обнаруживаются вполне активные. А еще можно поступить и так. Объединив нескольких наиболее активных учеников в особую группу, можно устроить соревнование на скорость реакции (точнее счета): 1 группа — число, которое показывает учитель, особая группа — число, которое всегда на «х» меньше (например на «3» или «4»). Для социо-игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться, — все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг. Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все, предлагаемое педагогом, оказывается интересным. И если даже какое-то его задание покажется ребенку сначала не совсем понятным или не увлекательным, тем не менее он не будет спешить отказываться от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникнут и понимание, и азартность.   Вас может также заинтересовать: Сборники игровых приёмов: Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках (В.Букатов, А.Ершова) Библиотека практикующих педагогов Педагогическая мастерская Больше материалов с примерами и описаниями социо-игрового приёма ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ можно посмотреть здесь >>>

1 комментарий
дети лепят из глины

Керамика в детском садике с родителями (отчёт, описание)

Светлана Фрига Детский сад в Чехии. Прага-запад. Дети от 3 до 7 лет с родителями Занятие керамикой Когда ребёнок не хочет идти на занятие своей мамы — Уля, у меня завтра в твоём садике будет занятие керамикой. Ты будешь лепить вместе со всеми? — Нет, я не хочу. Я лучше в «Весёлые пальчики» пойду… — Я не смогу тебя отвезти, тебя повезёт папа. Мне нужно остаться в твоём садике. — Ну и что? Зато, мамочка, я не буду тебе мешать занятие проводить. На том и порешили. Конечно, я понимаю, что она, скучает, когда я дома леплю, а тут ещё и с чужими детьми. А в студии ей будет уделяться персональное внимание. Приготовления Само занятие было полной импровизацией. Днём обговорили пару ключевых моментов занятия с В.М.Букатовым. И я потопала со всем «реквизитом» в детский сад. Папа забрал дочку из сада прямо у меня из «под рук», чтобы с отвезти на другое занятие. Формат акции был таков. Когда родители приходят забирать детей, то они могут остаться на занятие, чтоб помочь детям слепить что-то. Ну, а что это такое, когда родитель помогает ребёнку лепить? Обычно есть три варианта. Это, когда ребёнок сидит и послушно тычет пальчиком туда куда покажет взрослый. Второй вариант: родитель лепит и отмахивается от неловких движений ребёнка. Ну, а третий: кто-то один лепит, второй скучает. Думаю, нет! Так не будет. Пусть сам попробует Как обычно, детки уселись за сдвинутые столики, родители встали за их спинами. Кто-то из взрослых уже пытается оторвать кусочек глины своему ребёнку. Я беру струну и от большого куска глины отрезаю кусок размером с теннисный мяч. Передаю дальше струну малышу, по часовой стрелке и передвигаю к нему 5 кг глины, и говорю: «Отрежь себе кусок». У мамы сразу руки дёрнулись помочь. Останавливаю: “Пусть сам попробует”. И ребёнок четырёх лет сам сообразил, как зацепить, как потянуть. И вот в руках уже увесистый комок глины, который он тут же начинает мять. И я мну свой кусок. Когда струна оказалась у этого малыша, все дети и взрослые, аж замерли и уставились, как же он это сделает. Потом, стали передавать  глину и струну по кругу. Видно было, как родители сосредоточено планировали какой отрезать кусок и как они будут помогать ребёнку. Когда одна мама взяла струну и отрезала за ребёнка кусок, я предложила этот кусочек оставить себе и лепить своё изделие самой, а струну и глину передать дальше своему ребёнку. Девочка очень нерешительно взялась резать, а у мамы руки были уже заняты. Сначала малышка срезала очень тонкий пласт. Срезала ещё. И она за несколько раз настругала себе приличный комок, который еле уместился у неё в ручке. Остальные дети терпеливо наблюдали и ждали, когда им дадут струну. И те, у кого уже были комки глины стали их бить кулачками, делать лепёшки, протыкать пальчиками и катать колбаски. Всё это они непроизвольно повторяли за моими руками. Здесь не нужно говорить что делать, дети уже сами ищут подсказки, чтобы им такое сделать… И вот, когда уже все дети обзавелись глиной, родители начали сползать на детские стульчики и втискиваться между детьми за столик. Я принесла всего 3 готовых изделия и поставила на середину стола, как образцы, даже не изделия, а просто керамики, глазури и фактуры. О простых физических действиях Есть несколько базовых упражнений и форм с которых легко начинать лепку и с детками и с новичками-взрослыми. Я пользуюсь такой опорой — ПРОСТЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. Эту формулировку я подхватила и интерпретировала для себя по-своему у П.М.Ершова и К.С.Станиславского (Театральная педагогика: “Теория действий”). Сейчас это, для меня это чуть ли не основной ключик, почти ко всем жизненным задачам и проблемам. Поэтому с процессом лепки справлялись дети, даже самые маленькие без труда. Любой сможет удержать струну в руках и потянуть на себя и срезать кусок глины, это действие, простое, но технологичное. Это действие делают и взрослые, и мастера, и скульпторы. А значит, часть, пусть маленькую, но настоящую часть ремесла уже можно считать опробованной. И из таких маленьких частей и состоит технология. Нехорошо, когда на кружкáх из-за отсутствия времени или нежелания погружать в роль, а получить результат в виде рисунка или поделки, игнорируется момент подготовки. Любой мастер проделывает массу подготовительных работ, прежде чем приступить к части непосредственного писания, лепки, резьбы и пр. Занятие керамикой, как любое творчество или ремесло требует организации пространства, инструментов, материалов. Так чего же в детях только потребителя видеть, а мастера нет? Нехорошо детей лишать такой возможности. Погрузить их в творчество, а не предложить получить услугу. Помощь детям, только предлог Родители явно маялись и поглядывали на ту маму, которая лепила своё изделие. Конечно, видно, что даже малыши справляются с заданием, и тем, кто вообще не способен что-то делать руками, это под силу. Нет страха перед тем, что у них не получится. Родители часто страдают от роли непогрешимости, примера для ребёнка, все умеющего и всезнающего идеала, и отказывают себе во многом из-за этого. Родителям было предложено взять себе тоже глину и поспевать за своими детьми, делая параллельно свои изделия.  В какой-то момент стёрлась граница между детьми и взрослыми. Все делали одно и тоже, и примерно одинаково хорошо. Это же простые физические действия! Не определить же, кто лучше бьёт кулачком или ладошкой по куску глины. Или переворачивает на другую сторону эту лепёшку, или заворачивает вокруг формы пласт. Но при том, что все делают одинаковую работу и малыш, и взрослый, они делают это со старанием и с удовольствием одинаково! Когда дети увидели, что родители тоже начали лепить, да ещё должны были поспевать за ними, то дети стали сами родителям подсказывать и даже помогать. Но тут уже родители не давали детям свои изделия трогать. А сами-то к ним лезли… Явно им не помочь хотелось, а хотелось тоже лепить. А помощь это только предлог. Смена ролей Все сделали замечательные основы, которые сами по себе уже поделка… Но было предложено завершить и разнообразить эту основу уже с фантазией. Было предложено обменяться как бы заказами: родитель заказывает ребёнку, а ребёнок заказывает взрослому. Кто что будет лепить (Кошку, собаку, ангела, ёлку. На этой базовой форме бесконечно много вариантов, чем её можно закончить) Это и была наша домашняя заготовка для этого мероприятия. У этого приёма есть очень много педагогических функций. Особенно в связке родитель/ребёнок. Родители не сразу поняли, что нужно делать, а дети быстро сообразили, когда им предложили сказать маме или бабушке (пап не было), что они должны для них слепить. Что мамы не будут лепить, что им вздумается, а они будут лепить, то, что им закажет их ребёнок. Тогда и родители поняли и сделали заказы своим детям. Работа кипела. Я только и успевала, что подсказывать по технологии, как приклеить, или как слепить голову кошки. Ни снимать на камеру ни подмечать кто, что делает не было особо возможности. Несколько моментов из занятия Девочка, лет пяти заказала маме сделать ёлку, а мама ей заказала ангела. Девочка очень быстро справились с ангелом и стала тщательно следить за мамой. В какой-то момент говорит: — Всё приклеивай эту звезду, а снеговика я сама сделаю. Один мальчишка захотел делать совсем другую поделку и, вот он всё время стоял рядом со мной и в одно ухо спрашивал меня, что ему делать дальше. Я не могла объяснять, так, как говорила всем, но руками показывала, что ему делать, а он повторял. В какой-то момент, держа бесформенный полый комок, он воскликнул: — я понял, теперь здесь нужно вытянуть хвост, а здесь клюв! (он делал утку). Дальше, он, уже знал, как приклеивать и знал, какими инструментами пользоваться. Он просто увидел сам в этом комке свою уточку и его уже ничего не останавливало и не смущало. Он сам сделал ноги, приклеил голову. Потом ходил и показывал всем своё творение и был очень горд собой. Но никто не узнавал в его поделке утку. А он не расстраивался и объяснял, что это утка, что он сам её сделал. Он был такой довольный и хорошо, что он не делал как все. Вспомнилось произведение: “Маленький принц” Экзюпери со своим рисунком слона в удаве. Он понимал, что делает отдельное изделие и напрягал все свои дошкольные ресурсы умственные и физические, чтобы впитать из общего объяснения то конкретное, что нужно было именно ему, чтобы сделать эту утку. Наутро, неожиданно для себя, я сама из всех изделий взяла эту утку и стала показывать своим домашним примерно с такой же гордостью. Не видя восторгов, добавила: “Он полностью сам её сделал, понимаете? Все делали другое, а он сам!!!” Мы все расхохотались. Выглядело, что это мне 6 лет и я впервые её сама сделала. Со мной рядом сидела девочка четырёх лет, так вот, она плохо говорит. Мама на любой вопрос быстро отвечала за неё. Она и делала бы всё за неё. Приходилось, сдерживать её порывы, а ребёнок при этом даже не делал попыток сопротивляться, а мгновенно уступала маме. Они подошли позже. Мне пришлось маме, прям вложить в руки кусок глины и предложить, чтоб она своей лепкой показывала дочке, как лепить, а я буду помогать девочке. Она обрадовалась и сказала, что именно этого ей и не хватало. Когда я спросила девочку, что будет на ёлке сверху, мама тут же сказала: — Звезда! Эх. Девочка безвольно повторила: ”Звезда”. Тогда я её на ушко спросила, сколько будет лучиков на звезде? Она молчит, я говорю: «пять, шесть или восемь?» И тут она тихонько говорит: — Шесть. Как же я была рада! Показала ей, как из треугольников сделать шестиконечную звезду и она сама её резала и водрузила на ёлку. Ещё один мальчик лет пяти долго мял комок глины. У него движения были такие энергичные, резкие и сильные. Я почувствовала это, когда он попросил добавить ему глины и я дала ему свой кусок. Когда приложила к его куску, он начал мять комок вместе с моими пальцами. Я физически почувствовала, сколько силы он вкладывает в этот процесс. Надеюсь ему удалось хоть немного заземлить свою энергию и расслабиться. В итоге он сделал больше всего изделий — кошку, собаку и ёлку.   Одна бабушка пока лепила, всё время вслух причитала, что она и ручная работа несовместимы, что у неё всё криво, что она никогда ничего руками нормального сделать не может, а внучек рядом лепил и всё спрашивал: «А я?»  Бабушка его нахваливала на все лады, что у него руки золотые, что он мастер, что у него лучше, чем у неё получается. Но при этом она старательно лепила свою поделку, не отвлекалась и только всё приговаривала, какая она неумеха. А одна мама слепила Красную шапочку, с такими пышными формами, и все хохотали и уже креатив пошёл бесконтрольный. Время занятия подходило к концу и каждый своими руками отнёс свои изделия на подносы для сушки.  

нет комментариев
театральный лагерь артсия

От монолога учительского объяснения к диалогу ученических пониманий

В.М.Букатов Причин реальной или мнимой деградации современных школьников наверняка много, но разобраться в их иерархии достаточно просто. Несомненно, что на мотивацию учащихся прежде всего влияет социальная неэффективность современного образования. То есть вокруг сегодняшних учеников слишком много примеров несовпадения уровня образованности с последующей социальной успешностью. Сегодня чтобы стать востребованным работником необходимо иметь «клиповые навыки» работы с линейными текстами. То есть уметь без особого труда переводить их в краткие практические инструкции. Клиповые навыки восприятия помогут выпускникам справляться с бурными потоками разнообразной информации, обеспечивая виртуозное переключение между воспринимаемыми фрагментами. Школьные же учителя, которые по поводу именно этих навыков «льют слёзы» и твердят о «вырождении поколений», являются по сути дела агентами средневековых представлений, «залипших» на механическом заучивании текстов. При рассмотрении «с птичьего полета» ситуаций, повсеместно возникающих в школах, становится очевидно, что существующая система образования скорее всего тормозит глобальные перемены в мышлении современников. А при «ближайшем рассмотрении» – калечит психику отдельно взятого ребёнка, отданного родителями в школу для обучения. Современная школа современной не является. В ней по-прежнему царит книжно-линейная диктатура. Которая перестраиваться не собирается. Линейные тексты – это монологи авторов (учителей, наставников). Реплики же читателей (учеников, собеседников) разбивают их тексты на более или менее случайные фрагменты. И в XXI веке именно такой интеллектуальный уклад становится всё более и более привычным и востребованным. Поэтому правыми оказываются те учителя, которые не столько борются с клиповым восприятием и(или) пониманием учеников, сколько приспосабливают свой стиль работы на уроке к подобным запросам, интересам и особенностям учеников. Тем самым учителя, преподавая свои предметы, готовят детей к реальной жизни в «предлагаемых обстоятельствах» нынешнего XXI-го века. А именно: 1) к геометрическому возрастанию объёма актуальной для каждого человека информации (лично его задевающей «за живое»); 2) к сокращению времени, которое требуется для понимания, обработки, обобщения актуальной информации (когда быстротечность всё чаще оборачивается мимолётностью); 3) к непредсказуемости в разнообразии поступающей информации (что создаёт проблемы с уяснением смысла контекста, с отбором и выделением главного, установлением причинно-следственных связей); 4) к увеличению числа актуальных дел, которыми приходится заниматься одновременно; 5) к усилению диалогичности на разных уровнях социально-коммуникативной системы. Полный текст этой статьи в PDF:  

нет комментариев

Как доверить подростку семейный отпуск?

Ребёнок выбирает страну и место по заданным параметрам Наш семейный отпуск. В этом году мы поручили выбор апартаментов на море для семейного отпуска дочке 14-ти лет.  Обозначили границы: цена от и до, наличие парковки и кухни, количество спальных мест и расстояние от дома до 1100 км. Я видела, как она много времени провела на карте от букинга, чтобы прочесать все побережья от Хорватии до Франции, ориентировалась и по городам и по расстояниям. Если находила подходящее место, то я спрашивала, что там вокруг? Чтобы понять это, она стала «ходить» виртуально по карте, чтобы осмотреть улочки и дорогу к морю. Ответственность и волнение за выбор В общем, её выбор пал на апартаменты в Италии не далеко от Пизы. Я глянула соответствует ли всё заданным параметрам и сразу забронировала. Дочка очень волновалась, так как её ещё не доводилось организовывать семейный отпуск. Раньше как было, мы сами выберем, сами решим, привезём, а потом выслушиваем недовольные претензии или, если и без претензий, то просто с равнодушием. А теперь было иначе. Когда мы приехали, участие детей в осмотре и заселении было самым активным. Говорю детей потому что младшая решила тоже встать на принимающую сторону. Поэтому мы были транспортом и гостями.   Подведение итогов Мы уже вернулись домой. Так что могу сказать, что вопрос выбора отеля или апартаментов смело можно поручать детям.  Как много дети успевают за этот поиск понять, увидеть, научиться и осознать, как в социо-игровой педагогике гнаться за 133 зайцами. Семейный отпуск провели в потрясающем месте, понимаю, что сами бы ни за что не выбрали такое место. Не туристическое, не раскрученное, не на слуху. Пляж лучший, что когда-либо нам попадался в Италии. Горы из белого мрамора, вино местное, виноградники, инжир на деревьях и оливковые сады. Само жильё очень классное, просторно и чисто. И это на 100 евро дешевле, чем мы ей сказали нижнюю цену. Могу сказать только спасибо. Я не потратила вообще времени на поиск и занималась своими делами. Однако семейный отпуск состоялся и очень познавательный к тому же. Вокруг было очень много достопримечательностей, как исторических так и природных. Один только мрамор, колизей и Пиза чего стоят. Море голубое и тёплое. Еда, вообще молчу. 

нет комментариев
волонтерский лагерь

О повседневной жизни волонтёров в лагере для семей с детьми-инвалидами (с. Давыдово, Ярославской обл.)

материал в процессе наполнения, но скоро будет готов окончательно !!!!! Жизнь участников инклюзивного лагеря (быт, праздники, послушания, мастер-классы, студии)    

нет комментариев

Фольклорный концерт в семейном лагере (включая и детей с ограниченными возможностями)

Настоящий народный праздник в летнем лагере для семей с детьми-инвалидами (село Давыдово, Ярославская обл., Борисоглебский р-н)   Поездка в Давыдово это большая радость и эмоциональный подъём. Я предложила четырнадцатилетней дочке выбрать между лагерями в Чехии или недельную поездку в глубинку России. Поработать волонтёром в особом «лагере». Пожить в вагончиках без удобств, быть обкусаной комарами, кушать без разбора то что дают и делать то что скажут. Реакция — радость! Восторг! Прыжки до потолка и немедленное собирание чемодана! Четыре года назад, дочка прожила целую смену в палатке. Но волонтёром ещё быть не могла. Зато теперь, в 14, она может быть полноценным волонтёром. Это удивительное место с удивительными людьми. Каждый год в селе Давыдово летом собирается особый лагерь. Сюда съезжаются с разных уголков России семьи в который есть дети с особенностями. Здесь их так и называют «особые дети». Ещё сюда приезжают волонтёры. Это юноши и девушки, одним словом, подростки из разных городов и стран. Жизнь в лагере очень насыщенная. Родители детей-инвалидов, привыкшие всё время находится со своими детьми, учатся освобождаться от непрерывного напряжения и волнения за своего ребёнка. Особые дети общаются со своими сверстниками или старшими товарищами, учатся обходится без мамы или папы. То как общаются между собой волонтёры и особые дети, это отдельная история. Их отношения и общение, очень похожи на обычное, нормальное общение в компании подростков. Шутки, смех, обиды, дружба, любовь и ревность, забота и раздражение. Здесь всеобъемлящее полноценное общение. Шла последняя неделя первой смены (раньше приехать невозможно, учебный год в Чехии заканчивается в конце июня). Мы окунулись сразу в атмосферу бурной и слаженной деятельности всех и во всём. Волонтёры бегали и опекали своих подопечных, родители занимались какой-то бурной деятельностью. Все репетировали, наряжались и были поглощены не проблемами со своими детьми, а совсем другими, живыми и здоровыми хлопотами. В сравнении с размеренной жизнью в Чехии, здесь как буря позитивных и приятных действий подхватила нас обеих. Не сразу было понятно куда бежать, что делать и на что смотреть.  Дети, волонтёры и «особые» сновали туда-сюда. Все находились в плотном и интересном взаимодействии. Волонтёры участливые и заботливые, уверено и со знанием дела обходились с довольно сложными ребятами и аутистами и на колясках. Они как будто каким-то естественным, природным чутьём знали как надо, при этом сами оставались детьми. Стиралась та грань между «особенностью» и «нормальностью», а может это расширялись границы «нормальности». Появлялось странное ощущение, что все особые, включая меня, или, скорее все нормальные. Я сама испытала на себе ощущение, что к этим детям с ограниченными возможностями (можно подумать у нас возможности не ограничены). Если начать измерять нормальность/ненормальность, то понимаешь, что у каждого есть отступления от НОРМЫ. Здесь особенно видны эти особенности. Здесь восприятие какое-то иное… По расписанию: ФОЛЬКЛОРНЫЙ КОНЦЕРТ Погода в этот день была непредсказуема. Менялась она каждые 40 минут от невыносимой жары до урагана с градом и обратно. До последнего не было понятно, где будет концерт. За 10 минут до планируемого времени,внезапно закончился ливень, который так же внезапно начался. Было принято решение провести концерт на улице. Троицкая поляна Народ начал собираться. Приходили парни и девчонки в костюмах. Красота! Если было бы прилично, я бы визжала, от переполнявших меня эмоций. Но я вцепилась в спасительную Оленьку — годовалого ребёнка и весь этот восторг заземляла в неё. Всю первую смену проводились занятия по фольклору и с родителями и с волонтёрами. Фольклор в Давыдово живёт полной жизнью. Родители, которые никогда не пели в традиционной манере, испытывали серьёзные нагрузки. С непривычки, порой, сложно извлечь голос, да ещё и запеть, а ещё и открытый изнутри, как делали это наши прапрабабушки. Звук дикий и «неаккуратный». Само его извлечение отнимает много энергии, не говоря уже про дыхание, тексты и движения. В эту смену занятия по фольклору вели Алина Рябый и Григорий Холоднов. Выступление Сначала родители особых детей при поддержке Алины исполнили духовный стих. Я так и не поняла, как можно было за такой короткий срок так распеть женщин, которые не поют постоянно. Удивително. Конечно понравилось выступление волонтёров. Получился не концерт в привычном понимании. Был самый настоящий фольклор, как в народе, где одновременно  все и артисты и зрители. Танцевальная часть, конечно самая задорная и любимая. Только когда танцуют подростки, появляется та сокровенная атмосфера общения, касаний, ритма, внимания, взглядов и веселья. Народный танец для подростков обладает сильнейшим и положительным значением в воспитании.  В народных танцах парных и круговых (кадрилях) есть элемент игры и свободы. Они очень хороши и полезны, даже для тех, кто вообще мало имеет отношения к танцам как таковым. Было весело, было по-настоящему, живо и душевно. Другого от этого места и не ожидаешь. Наблюдая за дочкой, радовалась. С детьми хочется поделиться лучшим. Моя фольклорная юность, вне всяких сомнений было одним из самых замечательных событий. Здесь я нашла то самое место, которое отзывается во мне самыми нежными чувствами. А то, что эта атмосфера стала близка и моему ребёнку, радует и успокаивает.  Ведь не редкость, когда родительские интересы не принимаются детьми, а тут совпало.  Это счастье и большое везение!

нет комментариев
Букатов

МУЗЕЙНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: о влиянии современного выставочного дизайна на восприятие посетителей

В.М.Букатов   Об интерактивности приёмов организации современных художественных выставок и их влиянии на восприятие зрителей  на примере проекта Такаси Мураками в Музее современного искусства «Гараж» Москва, 2017-2018         Всё пространство московского музея современного искусства «Гараж» с осени 2017 по весну 2018 года было отдано современному японскому искусству. Проводилась выставка «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь». Основу экспозиции составили восемьдесят работ художника Мураками – одного из самых не только известных, но и дорогих современных художников Японии. Он не только создаёт подчеркнуто крупномасштабные произведения (см. Рис.1), но и позволяет себе использовать в их создании настоящее листовое золото и платину (см. Рис.4). Рис.1. Проект «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь» в музее современного искусства «Гараж» (Москва, 2017-2018). Стенд с тремя авторскими версиями картины «Тайм Бокан». 2001. Холст, монтированный на дерево, акрил. Частное собрание. Такаси Мураками не только станковист, но и скульптор, историк живописи, художник-мультипликатор и даже кинорежиссёр. Поэтому для креативного обрамления выставки своих броских полотен с черепами, кружками условных цветочков, приторных грибочков с широко раскрытыми глазками и розовых зайчиков ему пришлось употребить не менее сотни (!) грузовиков, набитых не только стройматериалами и краской, но и «игрушками-пупсиками» из простых токийских супермаркетов. Рис.2. Такаси Мураками. ДОБ в Странном лесу. 1999. Сталь, пластик, армированный стекловолокном, стекловолокно, смола, акрил. В 1996 году Мураками придумал японского Микки Мауса – персонажа по имени Мистер ДОБ (от сокр. «Зачем?Зачем?»). Он часто изображал его, сделав ДОБа любимым идолом современной массовой культуры. Данная скульптурная композиция (ДОБ в центре) в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке была приобретена известным коллекционером Ларри Гагосяном за 2,8 миллиона долларов.   Так что в результате посещения выставки практически каждый её посетитель может обоснованно утверждать, что такого изобилия КИТЧА – подчас весьма низкопробного – он ещё никогда не видел. Тем не менее, знакомство с экспозицией выставки категорического отторжения демонстрируемой эстетики не вызывает. Очень уж всё приятно оформлено. Грамотно развешено и стильно расставлено. И этикетаж относительно исчерпывающий. Одним словом – по современному комфортная ИНСТАЛЛЯЦИЯ: и глазу приятно и интеллекту есть за что зацепиться. Перемещаясь по этой инсталляции, то внезапно открываешь новые ракурсы понимания уже известного. То обнаруживаешь принципиально новые кусочки информации (то есть «биты» по-современной терминологии). Которые при всей их кажущейся незначительности оказываются-таки весьма существенными для понимания не только особенностей современной японской, но и современной мировой культуры. Зато кардинально нерешёнными остаются вопросы, связанные с  искренним недоумением – неужели это всё ИСКУССТВО? или это какая-то МИСТИФИКАЦИЯ?.. Провокации недоумений, поисков и сопоставлений Начнём с названия. Одно оно чего стоит! Читаем: проект (вместо привычного – выставка): «Будет ласковый дождь» (!) Поясним, что так называется один из коротких рассказов Рэя Брэдбери в «Марсианских хрониках» (1950). Считается одним из самых известных научно-фантастических рассказов. Действие протекает в Калифорнии с 4 по 5 августа 1985 (в поздних изданиях дата была заменена на 2026). После ядерного взрыва, который не оставил в городе никого из людей. Но в чудом уцелевшем доме автоматические системы продолжают готовить завтрак, убирать дом, заправлять постели, мыть посуду, обращаясь к хозяевам, как к живым. Хотя от них остались всего лишь белые тени в стене дома, почерневшего от мощной вспышки… Идея назвать проект именем рассказа возникла у куратора выставки – Екатерины Иноземцевой – и с восторгом было одобрено художником-эксцентриком Мураками. «Техника и обучение» В экспозиции четыре раздела, которые художник – решил именовать ГЛАВАМИ. Каждая из них позволяет посетителям «связывать увиденное с разными явлениями японской культуры». В первой главе: «Техника и обучение» представлены как работы самого маэстро, так и работы, послужившие ему трамплином для собственного творческого полёта. Сразу подчеркнём, исходники – потрясают. На момент нашего посещения проекта были выставлены две гравюры Хокусая (1760-1849), альбомный триптих «Война рыб в Драконьем дворце» (1868) и свиток Иппэя (1933) с погрудным изображением Дарумы (440-528) – индийского монаха, основавшего дзен-буддизм. Восхитительность исторических раритетов С подлинными гравюрами Хокусая можно познакомиться в музее Востока (на Никитском б-ре в Москве). Но там они такого впечатления не производят. Японская музейная эстетика современного оформления раритетов при всей кажущейся простоте производят потрясающее впечатление. Именно на выставке Мураками я «своими глазами» наконец-то убедился в том, что Хокусай замечательный мастер. Владеющий волшебной техникой! Добавим, что уже из-за одного этого – стоит посетить «экспозицию данного проекта»! А на соседней стене красовался в раме под стеклом свиток, изображение на котором было также выполнено в явно традиционной технике (на вид даже более древней, чем у Хокусая). Вот только размер свитка был уж больно грандиозным (длина развёрнутого свитка – см. Рис.3 – выше человеческого роста). Рис.3. Проект «Будет ласковый дождь» (Москва, 2017-2018). Свиток «Дарума», изготовленный Иппеем в 1933. Бумага, тушь, кисть. Частное собрание. Над изображением Дарумы – основателя дзен-буддизма – цитата из его стихотворения: «Один цветок распускает пять лепестков, // И плоды созревают сами собой»   А в соседнем пространстве (через стену) были выставлены два огромных эксцентрических полотна Такаси Мураками. Размеры обоих – гигантские. Буквально от пола до потолка. Одно из них – подчёркнуто узнаваемый ремейк-сплав-аллюзия, которую художник выставил как визуальную ссылку одновременно и на вершину горы Фудзиямы в гравюре Хокусая и на свиток с портретом дзэн-буддиста Дарумы.   Но ремейки как обычно более скучны по сравнению с исходниками. Поэтому меня как магнитом потянуло назад в предыдущий зал к портрету дзэн-буддиста. На этот раз в текст экспозиционной этикетки моё внимание ввинтилось не хуже штопора в пробку дорогого марочного вина. С пристальным чтением перевода всех каллиграфических надписей, подписей и печатей на свитке (см. илл.3). (Подчеркну, что этот эффект возрастания ситуационного интереса к «мелочам» я отношу к явным заслугам экспозиционной концепции.) Музейный этикетаж: магия комментирования Но смысл прочитанного в голове никак не укладывался. Этот эффект продолжался и по пути домой (что опять – дорогого стоит!..) Свиток, оказывается, создан в 1933 году! То есть он вовсе не старинный (о чём явно кричит и его необычно большой размер). Однако известно только ИМЯ мастера (а как же его фамилия?). Сам же Дарума, как оказалось, таким именем именовался только японцами (и так звучит сокращенная версия его имени). На санскрите же его имя звучало как Бодхидхарма. И жил он в V-VI веке. Был индуским монахом. Основал дзэн-буддизм. В 510 годы он с миссионерской целью отправился в Китай (в Японии он не был). И художник явно не мог писать его портрет (то есть изображение с натуры).  Тогда как в этикетажном комментарии работа названа портретом. Да ещё погрудным. Но самое странное в том, что словом «дарума» в Японии именуется традиционная кукла-неваляшка. Из интернета я узнал подробности (большинство из молодых посетителей проекта то и дело наводили справки в интернете, хотя были и те, кто, не глядя на экспонаты, опупело занимался ответами на непрерывно приходящие смс-ки). Справки из Интернета Традиционная кукла-неваляшка делается из дерева, папье-маше или бумаги. И обычно окрашивается в красный цвет (реже в зелёный, жёлтый или белый). Неваляшка не имеет рук и ног. По легенде Бодхидхарма (в японском произношении – Бодайдарума), основал в Китае знаменитый монастырь Шаолинь. Где по преданию в течение девяти лет он предавался медитации, созерцая стену. После девяти лет медитации у Дарумы атрофировались конечности (для восстановления которых и была разработана специальная  гимнастика). На лице куклы обязательно изображается борода и усы (хотя бы условно). Но глаза рисуются без зрачков (!). И это принципиально. Дело в том, что «дарума» используется в ежегодном новогоднем ритуале загадывания желаний. Её владелец, загадав желание, рисует зрачок в одном из глаз куклы. А на подбородке часто указывается имя её владельца. В течение года дарума хранится дома на видном месте. Например, рядом с домашним буддистским алтарём. Если к следующему новому году желание сбывается, даруме дорисовывают второй глаз. А если нет — куклу относят в храм. Там её сжигают (а потом приобретают новую). Рис.5. Традиционная кукла-неваляшка «дарума» с уже загаданным на год желанием (второй зрачёк дорисуют, когда желание сбудется)   Сжигание дарумы — это ритуал очищения. Обозначающий что загадавший желание не отказался от своей цели, а ищет другие пути её реализации. Поэтому кукла является неваляшкой (как ванька-встанька у русских). Центр тяжести в ней смещён к низу, поэтому если её наклонить, она возвращается в вертикальное положение. Что в Японии символизирует непоколебимость стремлений её владельца. Приём мистификации в современном искусстве В выставочном этикетаже свитка, помимо имени автора и года создания даётся перевод всех иероглифов. Но это столько не устраняет туманность смысла, сколько ещё больше нагнетает его. Думается, что семиотическая парадоксальность данного свитка (художественная ценность которого у меня не вызывает сомнений, хотя оно и относительно поздно создано), является одним из очередных примеров конструирования мистификации в современном поставангардизме. Так вспоминается много-зальная инсталляция «Альтернативная история искусств» (2008) созданная знаменитыми концептуалистами Ильёй и Эмилией Кабаковыми. Инсталляция демонстрировалась ими в музеях современного искусства многих стран (включая Москву). На реальных (специально возведённых) стенах, но вымышленного музея, размещалась ретроспектива неких – по большей части весьма гигантских! – картин. С правдоподобными названиями, годами создания и перечнем использованных материалов на экспозиционных этикетках к каждой из них. То были картины трёх выдуманных художниками «авторов». Им были сочинены и имена и биографии: живший в начале XX века Шарль Розенталь, некий Кабаков 70-х годов (однофамилец Ильи Кабакова) и самый молодой – Игорь Спивак. Понятное дело, это и сами картины стилистически были разными. Эмилия Кабакова потом рассказывала, как один из музейных охранников, подойдя к ним после вечернего обхода, спросил,  почему же это некоторые из выставленных картин не закончены? На что Илья Кабаков, не моргнув глазом, ответил, что дескать,  «художник, наверное, умер; вот и не успел закончить; а может, это был у него такой концепт». – А что такое концепт? – тут же заинтересовался охранник, серьёзно клюнувший на провокацию… Ребусы подписей и печатей Из экспозиционного комментария узнаём перевод каллиграфической надписи, выполненной над изображением Дарумы. «Один цветок распускает пять лепестков», – это цитата из стихотворения самого Дарумы. И оно хорошо известно последователям дзэн-буддизма. В этом стихотворении повествователь сообщает, что миссия его приезда в Китай — распространять учение и спасать неведующих людей. Напоминать им, что: «Один цветок распускает пять лепестков, И плоды созревают сами собой». Далее над портретом следует подпись и круглая печать автора: «Осенью в год Водяного петуха в возрасте 60 лет Иппэй написал». Круглая печать: «Суй Сёо Сай Ин». Подробно переводится и информация, содержащаяся в нижнем правом углу свитка. Подпись (авторская?): «Ицу Хоо».  И квадратная печать (опять авторская?): «Кюу Хоо». Сплошное недоумение. При этом плод понимания «сам собой» не созревает. Видимо потому, что цветок, если и распустил, то далеко не все ПЯТЬ лепестков. Вот понимание и сдерживается. (На необходимость подобной ситуации в восприятии художественных произведений ещё в  20-е годы обратил особое научное внимание авангардист В. Шкловский). Интерактивные подсказки посетителям Вот и на выставке «Будет ласковый дождь» текст комментария старательно «морочит нам голову» новой байкой о каком-то мифическом Иппэе. Который  «скорее всего» (!) был дзэн-буддийским монахом. И когда в 1933 году ему исполнилось 60 лет (полный цикл по Восточному календарю – как у нас 60 минут составляют законченный часовой отрезок времени), то он изобразил поясной портрет основателя дзэн-буддизма. В этикетке поясняется (за подписью Айнуры Юсуповой), что среди монахов существует традиция копировать работы своих наставников или прославленных мастеров дзэна. Ведь согласно учению дзен, истину невозможно передать словами — только бессловесно. Только от сердца к сердцу. Или постичь в результате медитаций. Дождавшись озарения. При желании из текста этикетки можно извлечь подсказки, на что посетителю хорошо бы обратить особое внимание: Портрет написан лаконично — широкими мазками густой туши переданы драпировки монашеского облачения. Быстрыми короткими штрихами разведенной серой туши — волосы на голове, бороде и груди Дарумы. Тонкой бегущей линией черной туши обозначены череп, уши и глаза, нос, ноздри и складки вокруг носа, поджатые губы. Два точечных мазка в зрачках завершают образ дзэнского патриарха,словно вглядывающегося в самого себя. Остаётся припомнить, что у этой «неваляшки» во время многолетней медитации ноги-руки совсем отказали… Доступ к осмотру тыльной стороны картины На многих акриловых картинах, выставленных в разделе, именуемом как «Глава II: «Малыш» и «Толстяк»», – изобилие черепов. Больших и маленьких. Монохромных и цветных. Страшных и симпатичных. В дальнем углу – по ходу в следующий раздел выставки – на стене висели столбики с разъяснением концептуальности данного раздела. Подходить к ним сначала явно не захотелось. Дескать, что там интересного может быть написано, если кругом такой «развал» из людских черепов. Беглого взгляда, скользнувшего по картинам, было достаточно. Но тут внимание привлекли сами стенды, на которых они были укреплены. Стенды были из сборных алюминиевых каркасов с натянутой крупной металлической сеткой. Так что тыльная сторона картин была видна желающим. Что само по себе было странно. И на этой тыльной стороне было что-то написано. Даже – много чего написано.   Тогда я обратился к смотрительнице зала. Ею…

нет комментариев
релятивная педагогика

Конференция для педагогов
в Санкт-Петербурге

нет комментариев

День ЗНАНИЙ: торжественная линейка перед школой

нет комментариев

«Как на Лизины именины, испекли мы каравай»

нет комментариев

Дом-музей ШИШКИНА

нет комментариев

Кабина корабля – РОДНОЙ ДОМ космонавта

нет комментариев
музей Циалковского

Посещение музея космонавтики им. К.Э. Циолковского (с детьми)

нет комментариев

Анталия: посещение МУЗЕЯ

посещение АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО музея [отдых на море] Анталия Археологический музей замечателен своими многочисленными экспонатами (Язычество с Античностью, Христианство и Мусульманство).  Дети западают на интерактивные образовательные услуги в одном из залов музея. У экрана с Двенадцатью подвигами Геракла небольшая, но очередь (1) из детей (персонажи, изображённые в стиле чернофигурной росписи античных ваз, передвигаются пальчиками зрителей). Неизгладимое впечатление на них производит и прогулка по музейному садику с цветущими кустами гибискуса (по нашему — китайской розы) и какими-то «реликтовыми» хвойными исполинами. На газонах садика не только выставлена часть экспонатов, но и разгуливают несколько кур весьма экзотических пород. Но «гвоздём программы» для многих детишек, приведённых в музей любознательными родителями, оказывается… беломраморная кошка (!). Привыкшая к вниманию посетителей, она способна весьма терпеливо позировать детям, слегка очумелым в музее от культурно-исторических раритетов, сильно потрясающих воображение не столько детей, сколько их неуёмных родителей… (каждому своё!…) Кто будет в АНТАЛИИ, не забудьте заглянуть в Археологический музей (можно с детьми), — не пожалеете! На фотографии наглядный пример жуткого вандализма (взломанный античными грабителями саркофаг) СКВОЗЬ ДЫМКУ ВЕКОВ (или — «рукописи не горят») [это не монтаж, это реальный ракурс в одном из музейных интерьеров, где выставлены склеенные обломки местных раритетов]

нет комментариев

Анталия- ВОДОПАД

Анталия  ВОДОПАД [экскурсия «своим ходом»] рассказ: Геннадия К. Анталию для отдыха мы выбрали по рекомендации знакомых. Они были с детьми. И им очень понравилось. Вот и мы поселились в том же отеле. Четыре звезды. Пляж на море, бассейн крытый и два открытых (один с горкой!). Питание отличное – «всё включено». С детьми занимаются юные симпатичные аниматоры. Но после трёх дней разумного загорания было решено «сменить обстановку». То есть сделать перерыв в отельном пребывании и самостоятельно отправиться в город на экскурсию. Знакомые наши за всё время своего отдыха ни разу за благоустроенную территорию не выходили. А мы решили рискнуть и ненадолго её покинуть. Благо у каждого из нас с собой было по мобильнику. Поэтому мы были уверены, что не потеряемся, что в случае чего – знаем что делать, что неожиданности нам были вообще-то не страшно. На «рецепшене» мы стали наводить справки. Оказалось, что кроме «шопинга» Анталия богата достопримечательностями. Изучив карту города, мы выбрали путешествие на самый настоящий ВОДОПАД! Да ещё в черте города! Это «настоящее чудо природы» мы решили обязательно посетить… В субботу после завтрака мы отправились за ворота отеля. Недалеко от них была расположена автобусная остановка, на которой маршруты двух номеров могли отвезти нас к водопаду. Оказалось, что ехать нужно было по направлению к центру города. И минут через 15-20 выходить, не доезжая «старого города». Сначала народу было мало. Мы быстро разобрались с оплатой билетов, несмотря на очень плохой английский. Местные жители очень радушны и рады вникнуть в чужую проблему, если в том есть необходимость. Благодаря профессионализму рядового шофера обычного городского автобуса ни у нас, ни у немцев (их набилось треть автобуса) – проблем с оплатой не возникло. Автобус быстро наполнился пассажирами. В основном местными (многие из них ехали на рынок, и моя жена с помощью карты города умудрилась разузнать на будущее, как туда попасть). Но наши внучки с самого начала смогли занять свободные места. Для себя они облюбовали последние сидения. Им хотелось сидеть от нас отдельно. И чувствовать себя вполне самостоятельно! Когда мы подъехали к нужной остановке и вышли из автобуса, то прохожие нам указали направления. Мы пошли по городскому благоустроенному бульвару, по левой стороне которого текла река. Не очень широкая, но только о-о-очень бурная, кипучая, стремительная. Берега этого потока поросли тростником. Это растение произрастает и у нас. Но там он был каким-то гигантским! Но его гибкие стебли даже под порывами сильного ветра никогда не ломаются (потому что они могут пригибаться к самой поверхности воды или земли). А громкий, шуршащий шум, исходящий от зарослей, ни с чем невозможно спутать. Внучки специально постояли, что бы послушать язык «турецкого тростника». И из засыхающих стеблей умудрились сделать себе по «тростниковому копью» – на память.   А потом широкая мощёная дорога сворачивала вправо и превращалась в мост, пересекающий бурную речку. Но бурной она была только по одну сторону. По другую же – мы увидели затон. Тихий, мирный, поверхность которого была почти неподвижной. На этом мосту помимо прохожих стояло несколько рыбаков. Они удочками ловили рыбу. Один из них отлично говорил по-русски (30 лет назад он и учился в институте и проходил свою практику в Москве). И девочки, облокотясь на перила мостика, с удовольствием поболтали с ним. Им он сообщил, что сейчас нужно идти направо. И тогда они увидят водопад, который начинается после этого тихого затона. Девочки поблагодарили его и скорее побежали на смотровые площадки. На каждой из площадок девочки останавливались и снимали на свои смартфоны открывающиеся панорамы (чтобы выбрать лучшую и послать по «вацапу» своим школьным подружкам. Когда к обеду мы вернулись в свой отель, то сошлись в мнении, что ДЕНЬ ЯВНО УДАЛСЯ!  

нет комментариев