методика Хейни
Методика Хейни,  НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА,  НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Десятый принцип методики Хейни

Двенадцать принципов методики Хейни

Милан Хейни (Milan Hejný) — Чешский и Словацкий математик

  1. ПОСТРОЕНИЕ СХЕМ: ребенок знает даже и то, чему мы его не учили
  2. РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ: обучение при повторных визитах
  3. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ТЕМ: математические законы не изолируются друг от друга
  4. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: поощрение самостоятельного мышления детей
  5. РЕАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ: когда «я не знаю» и «я хочу знать»
  6. РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ: обучение на собственном опыте ребёнка
  7. РАДОСТЬ ОТ МАТЕМАТИКИ: серьёзно помогает в дальнейшем обучении
  8. СОБСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ: вес собственных открытий больше, чем чужих
  9. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ: проводник и ведущий обсуждений
  10. РАБОТА С ОШИБКОЙ: предотвращение ненужного страха у детей
  11. АДЕКВАТНАЯ СЛОЖНОСТЬ: для каждого ребенка отдельно в зависимости от его уровня
  12. ПОДДЕРЖКА СОТРУДНИЧЕСТВА: знание рождается через обсуждение

автор: Милан ХЕЙНИ
перевод с чешского: Светлана ФРИГА

Десятый ПРИНЦИП. Работа с ошибкой: предотвращение ненужного страха у детей

Ребенок, которому запрещено падать, никогда не научится ходить. Анализ ошибок приводит к более глубокому опыту, благодаря которому дети могут лучше запомнить свои знания. Ошибки используются как средство обучения. Мы поощряем детей самим находить ошибки и учим их объяснять, почему они допустили ошибку. Взаимное доверие между ребёнком и учителем способствует радости учеников от проделанной работы.

Ошибка в любой человеческой деятельности является естественным явлением, особенно когда человек только учится этой деятельности. Если он хорошо справляется с ошибкой, то она становится хорошим спутником на пути к пониманию. Если человек осознает, что совершил ошибку, и, кроме того, если он узнает, почему это произошло, то в будущем его способность делать эту работу лучше возрастает во много раз.

Мы не проливаем свет на ошибку в процессе обучения, но мы её защищаем и даже приветствуем. Мы приветствуем ошибку как посредника истинного знания ученика. Мы ходатайствуем за то, чтобы в нашем обучении (не только в математике) укоренилась старая мудрость, что «на ошибках учатся».

Когда и у учителя есть страх перед ошибкой

В традиционном преподавании ошибка обычно рассматривается как нежелательное явление. Сам учитель часто боится не ошибиться. Чувствует ответственность за возможную ошибку ученика (в тетради или на доске), потому на ошибку ученика быстро указывает и требует ошибку сразу исправить.

Родительское сообщество, которое также считает ошибку явлением нежелательным, увеличивает страх учителя перед потенциальной ошибкой. В разговорах учителей мы чаще слышим об ошибках, чем об их причинах и как их устранить.

Ошибка активизирует мышление

Учитель, который преподает авторитарно, требует от ученика в основном повторения представленных процедур и произнесенных инструкций. Поэтому он часто считает ошибкой всё, что не соответствует ожидаемому. Это пагубно сказывается на развитии самостоятельного мышления ученика.

Если учитель воспринимает ошибку как нежелательное явление, он создаёт такой климат, который блокирует ученика. Тот, кто боится ошибок, предпочитает ничего не делать. И учитель для устранения ошибки ученика делает только то, что оказывает на него давление. Некоторые учителя даже считают, что разумное и справедливое наказание будет стимулировать усилия ученика по обучению и приведет к улучшению его результатов обучения.

Однако реальность не подтверждает этого ожидания учителя. Это правда, что ученики из страха тратят больше энергии на предмет, но значительная доля этого это разочарование . Ученик с большей вероятностью предпримет действия, чтобы защитить себя от наказания: имитировать болезнь, копировать, лгать, прогуливать или выдумывать оправдания.

Мы выявляем не ошибки, а их причины

Если ученик ошибается, например, при подсчёте, обычно учителю не сразу ясно, где возникла ошибка. Когда учитель только исправляет ученика, он мало помогает. Главное, что ученик не узнает, почему возникла ошибка.

Если учитель не пытается понять причину ошибки, исправление ошибки учителем воспринимается учеником только за счёт власти. Ученик не знает, где в его рассуждениях ошибка, и, конечно же, он совершит эту ошибку и в будущем.

Ошибка не должна сдерживать ученика. Ошибка может и должна быть полезным опытом для ученика. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь ученику учиться на ошибках. Учитель, который наказывает ученика за ошибку, не облегчает ему изучение новых вещей.

Как просто работать с ошибкой

Если ученик боится своей ошибки, учитель поощряет его своим собственным примером: он покажет, как он допустил ошибку и как он искал причину своей ошибки. Всякий раз, когда учитель предупреждает ученика об ошибке, он благодарит за исправление и выражает признательность ученику. Это эффективно, если учитель громко анализирует свою ошибку перед учениками. Ученики видят, как бороться с ошибкой, и такие примеры перенимаются.

В интеллектуальной области знание причин ошибки является эффективным способом проникновения в суть исследуемого явления. Это касается не только учеников в школе, но и выдающихся математиков. Они тоже совершали ошибки, и каждый раз выявление ошибки было важным уроком.

Благодаря ошибке мы восполняем недостающий опыт

Когда учитель знает, как работать с ошибкой ученика, он может использовать любую ситуацию, когда происходит ошибка дидактически. Умение учителя состоит зз двух компонентов: диагностический и образовательный. Диагностический компонент определяет степень, в которой ученик осознает наличие ошибки и знает, где она находится. Образовательный компонент затем включает в себя решение проблемы. Если мы узнаем, что ученик чего-то не понимает, мы даём возможность ученику дополнить свой недостающий опыт.


Рефлексия. Онлайн-конференции для учителей начальной школы. ММСО.Ушинский

Ниже приведена программа со всеми видео. Смотреть или слушать лучше всё. В каждом блоке можно найти массу полезной информации от практикующих педагогов и учёных. А так же мне захотелось вынести для себя и других полезные ссылки и названия программ или инструментов

нет комментариев
онлай режиссура урока

Режиссура онлайн урока. Курс на ФПО МГУ 2020. Блиц-рефлексия. Смена мизансцен.

Впервые курс РЕЖИССУРА УРОКА в онлайн режиме. ФПО МГУ 2020. Эксперементальная педагогика. Как в онлайн уроках избавиться от «говорящей головы» и вернуть жизнь на уроки при дистанционном обучении. Ведут В.М.Букатов и С.В.Фрига

нет комментариев
преемственность

Выполнима ли МИССИЯ?..

большинство даже самых прогрессивных методик прошлого основано на том, что ВЗРОСЛЫЙ (учитель или родитель) знает, что нужно ребёнку. А потому этот взрослый ему постоянно указывает, что нужно делать, как думать, куда идти. В этом суть привычной авторитарно-указующей установки образовательной деятельности.

3 комментария
видео уроков

Режиссура урока. Семинары и мастер-классы. (Видео-примеры)

Режиссура урока. Семинар в Екатеринбурге. Драматизация притчи Эзопа «О черепахе и орле»

нет комментариев

Литература. Отчёт учителя с комментариями В.М.Букатова

Письмо-отчет учительницы литературы с ответными комментариями научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова Учитель: И.В / Тема : Басня «Черепаха и орел» Л.Н.Толстого / Сентябрь

нет комментариев

IV. Парадоксы плодородия или О «трёх китах» социо-игровых технологий 

IV. Парадоксы плодородия или О «трёх китах» социо-игровых технологий  Обычно считается, что к методике нужно относиться как к некой верхней «планке», заставляющей ее последователей «тянуться» вверх. Но при таком отношении методика может оказаться потолком, ограничивающим лично-профессиональ­ный рост учителей-последователей. Тогда как социо/игровая педагогика, ратует за реабилитацию методической самостоятельности учителя. Любая социо/игровая технология, методика, прием — это всего лишь нижняя «планка», всего лишь «почва» для его личных методических поисков и его личностного процветания. Ведь если почва и нужна человеку, то для того, чтобы по ней и ходить, и прыгать, и бегать — тогда, глядишь, он может статься и взлетит… Да вот беда: обычно ученые-методисты не могут мириться с тем, что их столь продуманную и любовно выпестованную в тепличных условиях методику какие-то там школьные учителя начнут попирать ногами. Это им кажется непозволительным издевательством. Поэтому ученые-исследователи лучше ничего не придумали, как насильственно и методично кормить «с ложечки» несчастных учителей этой самой своей «плодотворной почвой». И хоть почва воистину плодотворна, но, попав в рот, она оказывается «гадость-гадостью», от кото­рой нормального творческого человека просто не может не стошнить. Один из педагогических парадоксов заключается в том, что чем продуманнее, умнее методика, тем бездумнее вынужден работать по ней учитель. Социо/игровые подходы, на наш взгляд, достаточно эффективно помогают практикам этот парадокс благополучно преодолевать и избавляют их от необходимости давиться «плодородным гумусом». Чего же следует опасаться тем практикам, которые собираются работать в интерактивном или социо/игровом (как одной из его модификаций) стиле? Отсутствия ДВИЖЕНИЙ — раз! Если кто-то из учеников на занятии был малоподвижен, то социо-игрового стиля на таком занятии скорее всего, что не было (чтобы там в своих рабочих планах или отчетах учитель не записывал). Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ — два! Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в мизансценах, ролях — и уж тем более — видах деятельности, то смело можно утверждать, что стиль урока был не вполне социо-игровым. Отсутствия МАЛЫХ ГРУПП — три! Если про ходу урока дети не объединялись в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с учителем), то вполне вероятно, что социо-игровая педагогика на таком уроке и «близко не лежала». ___А вот когда в организации урока были задействованы все «три кита», то смело можно утверждать, что скорее всего такой урок ученикам не только на пользу пойдет, но и эмоционально-положительно им надолго запомнится. Поэтому киты эти чаще всего именуются в интерактивной «режиссуре урока» тремя ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ социо/игрового стиля обучения: Двигательная АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ Смена МИЗАНСЦЕН, РОЛЕЙ, ТЕМПО/РИТМА на уроке Работа учеников МАЛЫМИ ГРУППАМИ

нет комментариев

III. Об учительских письмах-отчетах

III. Об учительских письмах-отчетах Институтом профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров Российской академии образования в рамках исследовательского проекта: «Развитие вариативности технологий образования в городских и сельских образовательных учреждениях» было открыто несколько экспериментальных площадок в городских и сельских общеобразовательных школах. Руководит научно-практической работой этих площадок автор данной статьи В.М. Букатов, доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Одной из практических задач этого проекта является методическая помощь учителям городских и сельских школ в освоении ими тонкостей социо-игровой стилистики обучения современных школьников. Подчеркнём, что часть учителей-экспериментаторов принимали личное участие в установочно-методических семинарах, которые регулярно проводятся их научным руководителем. Остальные работают «на свой страх и риск», выспрашивая своих коллег и выискивая необходимые советы в литературе, издаваемой издательством МПСИ: «Общение на уроке» (1998), «Режиссура урока» (1995, 1998, 2006), «Педагогические таинства дидактических игр» (1999, 2003). Учителя-экспериментаторы регулярно присылают письма-отчеты с рассказами о том, что получилось. Часть этих писем периодически вывешиваются на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК // www.openlesson.ru в разделе Сам себе  РЕЖИССЁР. А часть — в разделе Разбор  ПОЛЁТОВ, где рассказы учителей и воспитателей сопровождаются комментариями их научного руководителя. Так что посетители сайта могут не только «из первых рук» узнать, как же идут у экспериментаторов дела, но при желании и подключиться к обсуждению той или иной темы, связанной с организацией учебной деятельности на школьном уроке, или особенностей режиссуры того или иного приема обучения, позволяющего традиционной классно-урочной системе подтверждать свою уникальную эффективность даже в условиях школы двадцать первого века.

нет комментариев

I. Воспоминания о будущем

I. Воспоминания о будущем Кто из педагогов старшего и среднего поколения не знает, например, картину Н.П.Богданова-Бельского«Устный счет»? Припомним, что на ней изображено. Дети сосредоточенно вычисляют ответ, мелом на доске выведенного учителем примера, весьма трудного не только для устного счета, но и для решения в столбик(на высококачественных иллюстрациях содержание этого примера хорошо различимо): 10² + 11² + 12² + 13² + 14² 365 Все как один заняты вычислениями. Отпавших от работы нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа работы каждого ученика. Если бы ученики были привязаны к своим партам и сидели, послушно сложив ручки и ножки, то две трети класса наверняка отказались бы трудиться над вычислением(как то частенько и происходит на уроках в современной школе). Приглядевшись к картине, можно обнаружить интересную подробность. Сидит(!) всего один человек — учитель. Остальные свои вычисления выполняют стоя, имея возможность свободно двигаться по классу. Так вот, наша мечта — как можно чаще видеть подобные мизансцены на уроках в современных школах! В которых сегодня чаще случается наоборот: взрослый то и дело прохаживается по учебной комнате, а его воспитанники, как в смирительных рубашках, послушно сидя на своих местах, то и дело скучают. Так скорее же начнем брать пример с сельских школ конца XIX века, в одной из которых работал изображенный на картине Сергей Александрович Рачинский. Известно, что иногда новое неожиданно оказывается хорошо забытым старым. И хотя кто-то из школьных учителей любит заниматься неистовым поиском нового, тем не менее, мы агитируем заниматься и противоположным, а именно — воскрешением старого! Всем настолько известного, что даже уже и подзабытого. Вот только если и возвращаться к традициям, то конечно не к официально-министерским, а — к традициям народно-человеческим. Поэтому-то и репродукция с картины Н.П.Богданова-Бельского«Устный счет в сельской школе»(1895) является для нас излюбленным ориентиром для подобного возвращения, своеобразным воспоминанием о будущем. Отметим, что практика наших учителей-экспериментаторов убеждает, что современным педагогам продвигаться назад следует не столько скачками, сколько маленькими, иногда буквально крохотными шажками, все время сверяя свой путь с подсказками собственной интуиции (что впрочем, желательно не только для последователей социо-игрового стиля обучения, но и для любого педагога, искренно желающего работать на совесть). Учитель(будь он хоть начинающим, хоть многоопытным) не может быть«пешкой» в руках методистов. Наоборот — только«кузнецом своего собственного счастья», то есть собственного стиля работы. Ведь, у каждого педагога от природы свой и темперамент, и характер, и личные интересы, и своя собственная интуиция. И все они между собой могут сочетаться столь необычно, что необычность эта ну ни как не сможет вписаться в то или иное положение какой-то методики, снятой«с чужого плеча».    

нет комментариев
социо-игровая педагогика

II. Сочинять новое или вспоминать старое?

Социо-игровой стиль обучения (или «режиссура урока», как его чаще именуют в педагогической прессе)

нет комментариев
Чехов

Ванька Жуков: ПРОВЕРКА творческих работ

Сегодня мы расскажем, как можно проверить на уроке написанные дома творческие работы. Обычно эти сочинения учитель проверяет дома. На уроке же зачитывает лучшие из них, выставляет отметки… И всё?.. А можно ли как-нибудь по-другому?  Например, с использванием социо-игровых приёмов ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ?

нет комментариев
родная педагогика

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА школьной дидактики

Если же учителю не нужно знать, как они думают, тогда вопросы следует ставить более корректно. То есть честно и напрямик спрашивать: «А как написано в учебнике?» — и устраивать соревнование, кто точнее.

нет комментариев
словесная игра

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕТ (описание игры и приёма)

Самое интересное было, когда назывались варианты, которые не были привязаны вообще ни к чему. И, тогда невольно начинаешь проверять – точно ли этого нигде здесь нет? И непроизвольно представляешь, как бы это здесь могло выглядеть. Отчего всем становилось очень смешно.

нет комментариев
социо игровая

Волшебная палочка (описание игры и приёма)

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

нет комментариев

Приставки РАЗ/РАС (3кл)

смысл социо-игрового стиля обучения в том, чтобы помочь учителю найти в своей работе свой собственный почерк, изюминку, индивидуальность своего стиля в следовании добровольно выбранному методическому направлению

нет комментариев

Быль и небыль об ирландской огранке «магического кристалла» А.С.Пушкина

В.М. Букатов (в разное время высказанные доказательства, мнения и догадки об отражении в «Евгении Онегине» литературного авангардизма XVIII века)    Статья создана в апреле-мае 2020 года для сборника литературоведческих работ Самарского государственного социально-педагогического университета   СОДЕРЖАНИЕ   Когда открывается занавес  «Тристрам Шенди» в современном читательском восприятии Шедевр-последыш готической литературы Цепочка странностей Сарафанное радио Ничтожное в чрезмерно крупном масштабе   Обстоятельность затекстовых комментариев Взрывоопасная ясность Пушечная прорубка литературоведческой просеки Как аукнется, так и откликнется Брокгаузъ  и  Ефронъ Ох, и тяжкая это работа Айсберги понимания Лирический фокус задушевного чтения Не допив до дна Ящик с тройным дном Осознание как порча Библиография Алексеев М.П. Ч.Р Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец.– М.: Наука, 1983.– С. 531-638.– (серия: Литературные памятники) Ахматова А.А. О Пушкине: статьи и заметки.– 3-е изд, испр. и дополн.– М.: Книга,1989.– 368 с.– (серия: Пушкинская библиотека, 1989-1999). Букатов В.М. Мя(!)тель как потаённый клад терпких для читателя пилюль от стремления к самообману: Доклад на Международной научной конференции «Психология, литература, кино в диалоге с театром» (Москва, 04.12.2019).– [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://effortlesson.com/myatel-pushkina/ Букатов В.М. Новое в иллюстрировании романа «Евгений Онегин»: годы 1930-е // Венок Пушкину (1837-1987): Альманах библиофила. Выпуск XXIII.– М.: Книга, 1987.– С. 265-274. Букатов В.М. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина: Очерки по практической герменевтике.– М.: МПСИ: Флинта, 1999.– 128 с. Козаровецкий В.А. Глава 5. Кто написал «Евгения Онегина» [Электронный ресурс]// Козаровецкий В.А. Тайна Пушкина: «Диплом рогоносца» и другие мистификации.– М., Алгоритм, 2012. Режим доступа: http://pushkin-lit.ru/pushkin/bio/kozaroveckij-tajna-pushkina/kto-napisal-evgeniya-onegina.htm Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя.– Л.: Просвещение, 1983.– 416 с. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец.– М.: Наука, 1983.– 704 с.– (серия: Литературные памятники) Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентлимена. / перевод и примечание А.А. Франковского.– М.: Л.: Гос. изд. худож. лит., 1949.– 687 с. Тархов А.Е. Судьба Евгения Онегина // Пушкин А.С. Евгений Онегин.– М.: Худ. лит., 1978.– С. 5-28.– (серия: Школьная библиотека – ШБ). Тархов А.Е. «Даль свободного романа» // Пушкин А.С. Евгений Онегин.– М.: Худ. лит., 1978.– С. 2001-301.– (серия: Школьная библиотека – ШБ). Шкловский В.Б. «Евгений Онегин» (Пушкин и Стерн) // Очерки по поэтике Пушкина.– Берлин: Эпоха, 1923. – С. 197-220. Шкловский В.Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983.– 384 с. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (в 86 т): Том XXXIА (62): Статика-Судоустройство.– СПб.,1901. – 503 с.  

нет комментариев
Пушкин Онегин

ОСОЗНАНИЕ КАК ПОРЧА

Стерн изменил свои планы и оформил эти материалы в два небольших томика нового самостоятельного романа — «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

нет комментариев
Пушкин и Ахматова

ЯЩИК С ТРОЙНЫМ ДНОМ

А.Ахматова: «Дело не в прозе, а в том, как глубоко Пушкин запрятал своё томление по счастью, своё своеобразное заклинание судьбы, и в этом кроется мысль: так люди не найдут, не будут обсуждать, что невыносимо

нет комментариев
Пушкин

НЕ ДОПИВ ДО ДНА

Одно же из различий этих романов в том, что если у Стерна главным повествователем на протяжении всех девяти томиков романа как был, так и остался Тристрам Шенди, то у Пушкина с годами концепция потихоньку стала «меняться».

нет комментариев
пушкин

ЛИРИЧЕСКИЙ ФОКУС ЗАДУШЕВНОГО ЧТЕНИЯ

В. Букатов (1999): «Личный опыт каждого из нас формируется нашими собственными интересами. Когда читающий «наполняет» текст представлениями, выуженными из собственного жизненного опыта, то, естественно, у него создается картина, удивительно отвечающая его интересам. И читатель начинает усматривать в тексте проблемы, волнующие лично его (эффект задушевного чтения)»

нет комментариев
онегин шенди

АЙСБЕРГИ ПОНИМАНИЯ

Из статьи: Быль и небыль об ирландской огранке «магического кристалла» А.С.Пушкина, созданной в апреле-мае 2020 года для сборника литературоведческих работ Самарского государственного социально-педагогического университета В.М.Букатов   (в разное время высказанные доказательства, мнения и догадки об отражении в «Евгении Онегине» литературного авангардизма XVIII века)   Когда англичане поголовно зачитывались периодически выходящими томиками «Тристрама Шенди», то их явно не особо волновал вопрос, насколько правильно они понимают замысел автора. Как и профессиональные тонкости в понимании ими использованных литературных приемов. Они хвалили и роман и его автора за то наслаждение, которое большинству читателей доставляло чтение очередного продолжения. При этом никто из современников Стерна не думал претендовать на роль прототипа. Хотя с каждым новым томиком романа безумная графомания повествователя вызывала у читателей все больший восторг, восхищение и сочувствие, тем не менее они никак не спешили отождествляться с чудаковатым Тристрамом.  Разве что, только один Стерн иногда и с лёгкой подчеркнутостью разыгрывал в своём повседневном окружении роль Шенди. Гравюра Браувера (Adriaen Brouwer, 1630 — 1664) Сцена из Тристрама Шенди; Капрал Трим читает проповедь С «Евгением Онегиным» дело обстояло иначе. Первыми главами зачитывались «и стар и млад». С особым восторгом роман в стихах встречен был молодым поколением. В салонах и клубах то и дело возникали бесконечные споры, связанные то с обсуждением отдельных деталей повествования, то с вычислениями прототипов. И в то время немало молодых людей были бы не прочь им оказаться на самом деле. Это сейчас среди читателей романа – а ныне их ряды составляют в основном школьники – ситуация совсем иная. Её характер определяется атмосферой школьных уроков литературы, на которых изучается «Евгений Онегин» как основное программное произведение. Подчеркнём, что современными детьми с наибольшей тоской читается именно первая глава романа. Потому как их восприятие вынуждено плестись за ценными наставлениями в учебнике. Конечно их жизненный опыт ещё слишком слабая опора для личностного реконструирования ситуаций [см.: 5, с.67], рисуемых поэтом в романе. Елена Самокиш-Судковская. Евгений Онегин. 1908 Подчеркнём, что статья Шкловского о Пушкине и Стерне в сборнике, напечатанным в Берлине, начиналась с образа переворачивающегося айсберга. И пояснения, что это происходит неслучайно. Плывёт гора, оторвавшаяся от какого-нибудь ледника. Доплывает до тёплого течения, которое «сосёт и лижет» её подводную часть. Пока надводная часть не становится тяжелее подводной и потому – перевертывается.  И тогда ледяная гора предстаёт нам в совершенно другом виде, не остроконечной как прежде, а плосковерхой, более крепкой и литой. В.Шкловский (1922): Таковы же судьбы литературных произведений. Временами происходят перевороты в их понимании, то, что было смешным, становится трагичным, то, что что было красивым, воспринимается, как банальное.  Художественное произведение как бы пишется заново [12, с.199].  Эпизод из «Тристрама Шенди»: доктор Слоп в горящем парике сердито жестикулирует Сюзанне, которая прижимает рану на носу

нет комментариев
онегин

ОХ, И ТЯЖКАЯ ЭТО РАБОТА

Пушкин, передаёт роль повествователя «главному герою» (то есть Онегину – ?! В.Б.), который является антагонистом поэта, скрывающему свои разногласия и выдающим себя за Пушкина

нет комментариев
энциклопедия

БРОКГАУЗЪ  И  ЕФРОНЪ

здѣсь разсказывается судьба С. послѣ смерти: труп его былъ вырытъ похитителями труповъ и проданъ в кембриджскiй университетъ для практическихъ занятiй по анатомiи); 

нет комментариев
пушкин

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

Существенное отличие между «голосом Автора» и «голосом Пушкина», в том, что «Пушкин везде обращается к «друзьям», а Автор адресуется к «читателю»»

нет комментариев
медленное чтение

Медленное чтение. Неожиданный онлайн экспромт. А теперь своевременный приём для дистанционных уроков.

Медленное чтение — игровой и театральный приём. И для изучения наизусть текстов, для техники чтения, для позитивного опыта чтения, для приобщения к литературе, для осмысления. Драмогерменевтический приём.

нет комментариев
конек горбунок

Что помогло ребёнку увлечься литературой и учить наизусть большие тексты. Эффект спустя 2 года

История о том, как это произведение вошло в жизнь ребёнка. Это действие на видео следствие того, что два года назад мы делали игровой приём: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ в домашних условиях.

нет комментариев
часы птиц

Кто вас будит по утрам? Когда поют какие птицы?

Задание про птиц в 1 классе. Когда и как поют птицы. MP3 и раздаточный материал для скачивания.

нет комментариев
методика

ПОСЫЛЬНЫЕ в работе малыми группами (методические разъяснения)

В определённый момент даже самый скромный ребёнок становится важным. Его ждут, его слушают, а он руководит собой, ситуацией и группой. Без подобных процедур у ребёнка может никогда не быть такой возможности. Так же, как и у лидера может не появиться возможности услышать и увидеть других.

нет комментариев

Кто меня слышит?

Игровая разминка «КТО МЕНЯ СЛЫШИТ» подходит для привлечения внимания учащихся. В этой разминке ученики постепенно включаются и начинают случать учителя.

нет комментариев
Математика методика Хейни

Кубические здания

Кубические здания. Приём из методики Хейни. Математика интересна и любима детьми, если им дают возможность самим её для себя открывать.

нет комментариев
дроби 5 класс

Поиск «обыкновенных дробей» на страницах местной газеты

     МОУ «Оболенская СОШ» Московская обл. учитель математики Травина Ольга Павловна   Урок математики в 5 классе (17 учеников) Уважаемый Вячеслав Михайлович, расскажу о том, как в 5 классе прошла часть одного из уроков по теме «Обыкновенные дроби».   Класс учится по учебнику  «Математика 5 кл.» (авторы: И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович). Урок проходил 2 декабря 2015. В классе в этот день было 17 человек. Первые 15 минут урока были потрачены на традиционные виды работы. А затем класс объединился в группы. Сделали это так: ученики вспомнили две последние цифры своего номера мобильного телефона и построились в порядке возрастания этих чисел. Потом рассчитались на «первый — четвёртый». Первые номера – одна группа, вторые – вторая и т.д. Получилось четыре группы. Первая группа отошла к окну, вторая – к двери, третья – к доске, четвёртая – в левый угол. Обсудили, где разместится их группа. Сдвинули столы так, чтобы группе удобно было работать. Перенесли свои вещи, приготовились к работе. Делали всё с охотой. И столы-стулья переставляли, и вещи переносили. И усаживались вокруг общего для каждой команды стола. О готовности к работе команды сообщали «дружным хлопком». Не у всех сразу получилось дружно, так что пришлось похлопать в ладоши… Но всё-таки потом получилось! (Надо было бы предложить группам придумать себе название и записать его на доске. Но я забыла это сделать…) Команды прислали посыльных, и я дала им по одинаковому экземпляру местной многостраничной газеты: «Моя информационная газета». В каждую команду – по номеру от 26 ноября 2015. Задание: выяснить, какую часть газеты занимают «Частные объявления»? Ответ записать на доске. Времени на это – 1 мин.  Этого времени многовато, конечно. Но ребята ведь начали газеты листать, рассматривать, что-то читать… Через какое-то время на доске появились дроби (то есть ответы). Две дроби оказались одинаковыми, а ещё две ­– разными. «Всем миром» попросили Артёма рассказать, как получилась дробь у их. Артём был уверен в правильности ответа, полученного в их команде. Он охотно всё объяснил. И даже показал на самой газете.  Слушали внимательно. Потом удивлялись на свои ошибки. Следующее задание: какую часть газеты занимает  телепрограмма?  Записать ответы на доске. На выполнение – 30 сек. Все команды в отведённое время уложились. Записали все правильно. Новое задание: какую часть газеты занимает рассказ о селе Подмоклово? Ответ записать двумя способами.  На выполнение – 30 сек.                                                     Листали, обсуждали, о чём-то договаривались. Ответом были дроби 2/12  и 1/6 .  До записи первой дроби додумались все. А вот до второго варианта у многих дело не дошло… Зато, когда увидели на доске запись второго варианта, то сразу всё поняли. Очень хорошо! Ведь здесь пришлось вспомнить о сокращении дробей. Следующее задание: рассказ о селе Подмоклово занимает страницу 4-ю и 5-ю. Какую часть 4-ой страницы  занимает портрет князя Г.Ф. Долгорукого? Это задание оказалось для ребят непростым. Как-то все рабочие группки притихли, сосредоточились. Интересно было наблюдать за их поисками ответа. Одна из групп взяла листок бумаги размером с фотографию и стала этот листок прикладывать к странице. Другие пытались что-то чертить. Очень явно просматривалась занятость всех общим и непростым делом. А потом в одной из групп достали линейку. И я услышала слова: «Надо сравнить площади!». И тут из других групп ребята тоже «ушки навострили». Все стали вычислять площади, что-то записывать.  Было уже даже не очень важно  правильно вычислят эти площади или нет. Ведь кто-то додумался до этого сам и класс поддержал решение, оценив его достоинство и добровольно взяв его в свой арсенал… То есть мне кажется, что на этом уроке многие сделали для себя какие-то открытия. Ну а я помогла пятиклассникам расширить свои представление о дробях и об окружающем нас мире. А отметки выставляли  команде, определённой «по жребию»(!).  Сначала выбрали в командах «самого – самого». Вышли три мальчика и одна девочка. Как именно группы выбирали своего «самого- самого» – осталось тайной, мы про это не спрашивали. Вышедшим было предложено посоревноваться в ловкости – как можно дальше прыгнуть с места!.. Задание понравилось! Прыгнули…(конечно, девочка «проиграла»). Тут я предложила выставить отметки за работу на уроке только той команде, чей представитель сегодня был менее ловок и прыгнул… ближе(!) всех. Удивились, но согласились. Всем членам её команды сообща были поставлены отметки (на уроке работа команды была слаженной, поэтому и отметки в журнале появились неплохие).   А потом сами пятиклассники предложили дополнительно выставить, во-первых, отметки и той команде, откуда был победитель «соревнования по прыжкам». А во-вторых, – Артёму, который понятно объяснял первое задание. Так мы и сделали. Ребятам на уроке работать со страницами местной газеты понравилось. Им явно было интересно.      

нет комментариев

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *