ВСЕ РУБРИКИ,  Методика Хейни,  МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ,  Начальная школа

Одиннадцатый принцип методики Хейни

Двенадцать принципов методики Хейни

Милан Хейни (Milan Hejný) — Чешский и Словацкий математик

  1. ПОСТРОЕНИЕ СХЕМ: ребенок знает даже и то, чему мы его не учили
  2. РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ: обучение при повторных визитах
  3. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ТЕМ: математические законы не изолируются друг от друга
  4. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: поощрение самостоятельного мышления детей
  5. РЕАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ: когда «я не знаю» и «я хочу знать»
  6. РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ: обучение на собственном опыте ребёнка
  7. РАДОСТЬ ОТ МАТЕМАТИКИ: серьёзно помогает в дальнейшем обучении
  8. СОБСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ: вес собственных открытий больше, чем чужих
  9. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ: проводник и ведущий обсуждений
  10. РАБОТА С ОШИБКОЙ: предотвращение ненужного страха у детей
  11. АДЕКВАТНАЯ СЛОЖНОСТЬ: для каждого ребенка отдельно в зависимости от его уровня
  12. ПОДДЕРЖКА СОТРУДНИЧЕСТВА: знание рождается через обсуждение

автор: Милан ХЕЙНИ
перевод с чешского: Светлана ФРИГА

Одинадцатый ПРИНЦИП. Адекватная сложность: для каждого ребёнка отдельно в зависимости от его уровня

Учебники методики Хейни содержат задания всех уровней сложности. Поскольку слабые ученики всегда решают некоторые задачи, это предотвращают чувство тревоги и ужаса на следующих уроках математики. В то же время перед сильными учениками постоянно ставятся дополнительные проблемы, чтобы они не скучали. Учитель не перегружает задания, но задаёт так, чтобы постоянно мотивировать детей. Он делит задачи в классе в соответствии с потребностями ребенка.

Градация задач по сложности

Задачи в учебниках по методике Хейни часто оцениваются по сложности. Градация частей от а) до е). Нам хотелось бы, чтобы задания из части а) ученики решали все без помощи одноклассников, часть б) решали, возможно, 90% класса, в) 75%, г) 50%, д) 25% и е) может быть, только 10% или единственный ребенок в классе. Важно то, что у каждого есть впереди задачи адекватной сложности, подходящей к способности каждого ученика. Решая хоть что-то, ученик освобождается от беспокойства и ужаса. В то же время лучшим ученикам постоянно бросают вызов, и они не скучают. Устранение страха и скуки на уроках математики является для нас приоритетом.

Для слабых и сильных учеников

Более умные ученики приходят ко многим открытиям, и может показаться, что менее одаренным не повезло. Здесь учитель играет очень важную роль. Хороший учитель понимает, что для слабого ученика открытием может быть то, что ясно для других, и он будет признан за открытие. Выражая признательность за оригинальные мысли и идеи (включая заблуждения), учитель фактически говорит, что математика — это независимое мышление, а не повторение или подражание чужим идеям.

Мы уделяем большое внимание одаренным ученикам. Позволить им заскучать — это пустая трата их потенциала, а также потенциала всего общества. Для нас важно найти задачи в наших учебниках и постоянно развивать сложную интеллектуальную деятельность. Методика Хейни развивается и намерена включить в методические руководства для учителей задачи, которые позволят им постоянно развивать одарённых учеников.

Уважение к этапам развития ребёнка

Следуя опыту психологов, учебники по методики Хейни всегда содержат только адекватные переходы по сложности задач. Детям часто трудно сделать что-то само собой разумеющееся для взрослых. Примером является решение словесных задач с использованием уравнений с неизвестным. Решение работать с неизвестным числом требует большой смелости, и ребёнок может сделать это только после большого опыта. Взрослые иногда толкают своих детей преждевременно и навязывают им свои приёмы решений. С другой стороны, оказывается, что уже в первом классе дети способны размышлять о вещах, которые и от взрослых никто никогда не хотел, и которые могут показаться взрослым необоснованно трудными.

Здоровая самооценка

В области оценок учителям рекомендуется создавать оценочные тесты, которые содержат похожие задания различной сложности (например, 3 задания из одного дидактического блока, помеченные как более легкие, средние, сложные). Дети выбирают задачу по сложности на своё усмотрение. Это приводит к самооценке. Наша цель — всестороннее персональное развитие каждого ребенка.

Кубики являются неотъемлемыми помощниками на уроках математики по методике Хейни. Кубиков нужно 2. Чтобы они не так быстро терялись, було придумано маленькие кубики положить в прозрачную коробку из под Тик-така.
Пример заданий в учебнике 1 класса
Внизу страниц идут пояснения к заданиям для взрослых и QR-код для доступа к электронному виду


кружки

Как выбрать кружок для ребенка (из личного опыта)

Я очень люблю своих детей и очень дорожу и уважаю их свободу и их выбор. Никакие собственные представления о том, что для них лучше и чего бы мне хотелось от них не являются основанием, чтобы требовать это от детей. Никакие кружки и никакое обучение не стоят того, чтобы ребёнок не был счастлив, делал что-то насильно. Но показывать и давать выбор нужно много и всё подряд. Никогда не знаешь, где попадёшь в зону ближайшего развития своих детей и себя, поэтому пробовать и интересоваться надо много и всем. И показывать свой интерес и увлечение детям. Не лениться удивляться.

нет комментариев
пазлы онлайн

Медленное чтение. Пазлы онлайн (игра-программа)

Программа, в которой можно сделать пазлы для онлайн занятий. В данном примере взят текст для занятия по МЕДЛЕННОМУ ЧТЕНИЮ. Перед тем, как вставить текст в программу, необходимо сохранить его в формате изображения. Ссылку на пазлы можно послать в чат класса или встроить в виде кода на сайт, как это сделано у нас.

нет комментариев
театральная теория действий

Практическое применение театральной технологии в педагогике и дома

Александра Петровна Ершова приводит пример поведения взрослого на плохие поступки детей. Она говорит, что на плохие поступки нужно реагировать удивлением, а хорошим не нужно УДИВЛЯТЬСЯ. 

нет комментариев
питание детей

Ешь! — фрагмент рефлексии (онлайн-конференция по дошкольному образованию)

“Мебель двигать легко, тяжело двигать педагогов” — когда кто-то из спикеров произносил эту фразу, мы с семьей (я, муж и наша семилетняя дочь) сидели за столом и завтракали. Я записала фразу в свой конспект. И в этот момент поймала себя за тем, что раз с интервалом в несколько секунд говорю ребёнку: “Кушай!”

нет комментариев
техника чтения

Три развлекательных формата для тренировки техники чтения (обзор)

Дети сравнивают плёнку с диафильмом и изображение на экране, на плёнке всё в зеркальном отображении, и текст буквально превращается из абракадабры в понятные буквы. Настраивать резкость изображения в зависимости от расстояния, изменение проекции в зависимости от угла луча.

нет комментариев
первый класс

Каково это — отправить трёх детей в три разных первых класса?

Мне пришлось извиняться перед дочкой за то, что я её привела в такое место, где нет человеческого отношения к детям.
Но я до сих пор не могу понять, это наши взгляды так поменялись или обучение в этой школе безнадёжно отстало…

нет комментариев
русский язык 1 класс

Звонкие парные согласные нельзя сказать шепотом. 1 класс. 3 необычных приёма обучения

Согласные звуки по русскому языку в 1 классе можно изучать интересно и запомнить на долгое время. Игра и проектная деятельность в домашних условиях. 3 приёма для семейного образования.

нет комментариев

Рефлексия. Онлайн-конференции для учителей начальной школы. ММСО.Ушинский

Ниже приведена программа со всеми видео. Смотреть или слушать лучше всё. В каждом блоке можно найти массу полезной информации от практикующих педагогов и учёных. А так же мне захотелось вынести для себя и других полезные ссылки и названия программ или инструментов

нет комментариев
преемственность

Выполнима ли МИССИЯ?..

большинство даже самых прогрессивных методик прошлого основано на том, что ВЗРОСЛЫЙ (учитель или родитель) знает, что нужно ребёнку. А потому этот взрослый ему постоянно указывает, что нужно делать, как думать, куда идти. В этом суть привычной авторитарно-указующей установки образовательной деятельности.

3 комментария
видео уроков

Режиссура урока. Семинары и мастер-классы. (Видео-примеры)

Режиссура урока. Семинар в Екатеринбурге. Драматизация притчи Эзопа «О черепахе и орле»

нет комментариев
басни толстого

Литература. Отчёт учителя с комментариями В.М.Букатова

В искусстве очень часто отступление от правил становится главной смысловой изюминкой. И именно в искусстве невозможное становится возможным. Не просто возможным, а великолепным и для данного места единственно правильным.

нет комментариев

IV. Парадоксы плодородия или О «трёх китах» социо-игровых технологий 

IV. Парадоксы плодородия или О «трёх китах» социо-игровых технологий  Обычно считается, что к методике нужно относиться как к некой верхней «планке», заставляющей ее последователей «тянуться» вверх. Но при таком отношении методика может оказаться потолком, ограничивающим лично-профессиональ­ный рост учителей-последователей. Тогда как социо/игровая педагогика, ратует за реабилитацию методической самостоятельности учителя. Любая социо/игровая технология, методика, прием — это всего лишь нижняя «планка», всего лишь «почва» для его личных методических поисков и его личностного процветания. Ведь если почва и нужна человеку, то для того, чтобы по ней и ходить, и прыгать, и бегать — тогда, глядишь, он может статься и взлетит… Да вот беда: обычно ученые-методисты не могут мириться с тем, что их столь продуманную и любовно выпестованную в тепличных условиях методику какие-то там школьные учителя начнут попирать ногами. Это им кажется непозволительным издевательством. Поэтому ученые-исследователи лучше ничего не придумали, как насильственно и методично кормить «с ложечки» несчастных учителей этой самой своей «плодотворной почвой». И хоть почва воистину плодотворна, но, попав в рот, она оказывается «гадость-гадостью», от кото­рой нормального творческого человека просто не может не стошнить. Один из педагогических парадоксов заключается в том, что чем продуманнее, умнее методика, тем бездумнее вынужден работать по ней учитель. Социо/игровые подходы, на наш взгляд, достаточно эффективно помогают практикам этот парадокс благополучно преодолевать и избавляют их от необходимости давиться «плодородным гумусом». Чего же следует опасаться тем практикам, которые собираются работать в интерактивном или социо/игровом (как одной из его модификаций) стиле? Отсутствия ДВИЖЕНИЙ — раз! Если кто-то из учеников на занятии был малоподвижен, то социо-игрового стиля на таком занятии скорее всего, что не было (чтобы там в своих рабочих планах или отчетах учитель не записывал). Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ — два! Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в мизансценах, ролях — и уж тем более — видах деятельности, то смело можно утверждать, что стиль урока был не вполне социо-игровым. Отсутствия МАЛЫХ ГРУПП — три! Если про ходу урока дети не объединялись в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с учителем), то вполне вероятно, что социо-игровая педагогика на таком уроке и «близко не лежала». ___А вот когда в организации урока были задействованы все «три кита», то смело можно утверждать, что скорее всего такой урок ученикам не только на пользу пойдет, но и эмоционально-положительно им надолго запомнится. Поэтому киты эти чаще всего именуются в интерактивной «режиссуре урока» тремя ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ социо/игрового стиля обучения: Двигательная АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ Смена МИЗАНСЦЕН, РОЛЕЙ, ТЕМПО/РИТМА на уроке Работа учеников МАЛЫМИ ГРУППАМИ

нет комментариев

III. Об учительских письмах-отчетах

III. Об учительских письмах-отчетах Институтом профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров Российской академии образования в рамках исследовательского проекта: «Развитие вариативности технологий образования в городских и сельских образовательных учреждениях» было открыто несколько экспериментальных площадок в городских и сельских общеобразовательных школах. Руководит научно-практической работой этих площадок автор данной статьи В.М. Букатов, доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Одной из практических задач этого проекта является методическая помощь учителям городских и сельских школ в освоении ими тонкостей социо-игровой стилистики обучения современных школьников. Подчеркнём, что часть учителей-экспериментаторов принимали личное участие в установочно-методических семинарах, которые регулярно проводятся их научным руководителем. Остальные работают «на свой страх и риск», выспрашивая своих коллег и выискивая необходимые советы в литературе, издаваемой издательством МПСИ: «Общение на уроке» (1998), «Режиссура урока» (1995, 1998, 2006), «Педагогические таинства дидактических игр» (1999, 2003). Учителя-экспериментаторы регулярно присылают письма-отчеты с рассказами о том, что получилось. Часть этих писем периодически вывешиваются на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК // www.openlesson.ru в разделе Сам себе  РЕЖИССЁР. А часть — в разделе Разбор  ПОЛЁТОВ, где рассказы учителей и воспитателей сопровождаются комментариями их научного руководителя. Так что посетители сайта могут не только «из первых рук» узнать, как же идут у экспериментаторов дела, но при желании и подключиться к обсуждению той или иной темы, связанной с организацией учебной деятельности на школьном уроке, или особенностей режиссуры того или иного приема обучения, позволяющего традиционной классно-урочной системе подтверждать свою уникальную эффективность даже в условиях школы двадцать первого века.

нет комментариев

I. Воспоминания о будущем

Все как один заняты вычислениями. Отпавших от работы нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа работы каждого ученика.

нет комментариев
социо-игровая педагогика

II. Сочинять новое или вспоминать старое?

Социо-игровой стиль обучения (или «режиссура урока», как его чаще именуют в педагогической прессе)

нет комментариев
Чехов

Ванька Жуков: ПРОВЕРКА творческих работ

Сегодня мы расскажем, как можно проверить на уроке написанные дома творческие работы. Обычно эти сочинения учитель проверяет дома. На уроке же зачитывает лучшие из них, выставляет отметки… И всё?.. А можно ли как-нибудь по-другому?  Например, с использванием социо-игровых приёмов ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ?

нет комментариев
родная педагогика

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА школьной дидактики

Если же учителю не нужно знать, как они думают, тогда вопросы следует ставить более корректно. То есть честно и напрямик спрашивать: «А как написано в учебнике?» — и устраивать соревнование, кто точнее.

нет комментариев
словесная игра

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕТ (описание игры и приёма)

Самое интересное было, когда назывались варианты, которые не были привязаны вообще ни к чему. И, тогда невольно начинаешь проверять – точно ли этого нигде здесь нет? И непроизвольно представляешь, как бы это здесь могло выглядеть. Отчего всем становилось очень смешно.

нет комментариев
социо игровая

Волшебная палочка (описание игры и приёма)

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

нет комментариев

Приставки РАЗ/РАС (3кл)

смысл социо-игрового стиля обучения в том, чтобы помочь учителю найти в своей работе свой собственный почерк, изюминку, индивидуальность своего стиля в следовании добровольно выбранному методическому направлению

нет комментариев
Пушкин

Быль и небыль об ирландской огранке «магического кристалла» А.С.Пушкина

в разное время высказанные доказательства, мнения и догадки об отражении в «Евгении Онегине» литературного авангардизма XVIII века

нет комментариев
Пушкин Онегин

ОСОЗНАНИЕ КАК ПОРЧА

Стерн изменил свои планы и оформил эти материалы в два небольших томика нового самостоятельного романа — «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

нет комментариев
Пушкин и Ахматова

ЯЩИК С ТРОЙНЫМ ДНОМ

А.Ахматова: «Дело не в прозе, а в том, как глубоко Пушкин запрятал своё томление по счастью, своё своеобразное заклинание судьбы, и в этом кроется мысль: так люди не найдут, не будут обсуждать, что невыносимо

нет комментариев
Пушкин

НЕ ДОПИВ ДО ДНА

Одно же из различий этих романов в том, что если у Стерна главным повествователем на протяжении всех девяти томиков романа как был, так и остался Тристрам Шенди, то у Пушкина с годами концепция потихоньку стала «меняться».

нет комментариев
пушкин

ЛИРИЧЕСКИЙ ФОКУС ЗАДУШЕВНОГО ЧТЕНИЯ

В. Букатов (1999): «Личный опыт каждого из нас формируется нашими собственными интересами. Когда читающий «наполняет» текст представлениями, выуженными из собственного жизненного опыта, то, естественно, у него создается картина, удивительно отвечающая его интересам. И читатель начинает усматривать в тексте проблемы, волнующие лично его (эффект задушевного чтения)»

нет комментариев
онегин шенди

АЙСБЕРГИ ПОНИМАНИЯ

Из статьи: Быль и небыль об ирландской огранке «магического кристалла» А.С.Пушкина, созданной в апреле-мае 2020 года для сборника литературоведческих работ Самарского государственного социально-педагогического университета

нет комментариев
онегин

ОХ, И ТЯЖКАЯ ЭТО РАБОТА

Пушкин, передаёт роль повествователя «главному герою» (то есть Онегину – ?! В.Б.), который является антагонистом поэта, скрывающему свои разногласия и выдающим себя за Пушкина

нет комментариев
энциклопедия

БРОКГАУЗЪ  И  ЕФРОНЪ

здѣсь разсказывается судьба С. послѣ смерти: труп его былъ вырытъ похитителями труповъ и проданъ в кембриджскiй университетъ для практическихъ занятiй по анатомiи); 

нет комментариев
пушкин

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

Существенное отличие между «голосом Автора» и «голосом Пушкина», в том, что «Пушкин везде обращается к «друзьям», а Автор адресуется к «читателю»»

нет комментариев
стерн

ВЗРЫВООПАСНАЯ ЯСНОСТЬ

Пушкин был ярым пропагандистом установки на «дословность» и «буквальность» понимания при чтении, особенно – стихов

нет комментариев

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *